Войти в почту

Как в СССР рекламировали автомобили?

В СССР не знали слов "маркетинг" и "продакт-плейсмент". Но рекламе автомобилей тех лет позавидуют многие современные креативщики. Как гласила фраза участницы телемоста Ленинград - Бостон, "в СССР секса не было". А вот реклама, вопреки современным стереотипам, была. Причем рекламировались в Советском Союзе абсолютно разные товары, и даже такое малодоступное благо как автомобиль. Как же продвигали машины в те годы? Оказывается, точно так же, как и сейчас! Прежде всего, в ход шли различные бумажные листовки, брошюры и плакаты. Причем последние пользовались особой любовью советских граждан. Повесить в квартире постер с автомобилем считалось абсолютно нормальным, даже если самой машины в семье не было. А еще автомобили активно рекламировались по телевидению. Причем не только по советскому, но и за границей. Связано это с тем, что советские машины поставлялись на экспорт не только в соцлагерь, но и в капиталистические страны. В общем, советская автомобильная реклама – это действительно уникальное явление. А убедиться в этом можно на нескольких ярких примерах. АвтоВАЗ (Lada, "Нива") К продвижению своей продукции АвтоВАЗ всегда относился ответственно. Еще с выходом ВАЗ-2101 в 1970 году в Союзе начали распространяться различные брошюры, календарики и плакаты. А по телевизору о новой модели рассказывали в передаче "Колба времени": А вот для модели ВАЗ-2121 "Нива", предназначенной для жителей села, на АвтоВАЗе сняли специальный отдельный рекламный ролик. Причем появился он раньше, чем "Нива" поступила в серийное производство. Тем не менее, в нём были перечислены практически все преимущества этой модели, которые фактически сохраняются на Lada 4x4 по сей день. Считаете такую рекламу скучной? Ну, вот вам другой ролик. В нем будут праворульные "Жигули" на фоне львов, бегемотов и антилоп. Думаете, мы шутим? Отнюдь! Такой ролик действительно был снят для продвижения продукции АвтоВАЗа на британском рынке. Обратите внимание, что цены на машины указаны в фунтах стерлингов. Кстати, помимо Великобритании, АвтоВАЗ поставлял свои машины и во Францию. К примеру, автомобили семейства Samara (ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109), появившиеся в середине 80-х активно продавались во Франции. Причем впоследствии эти машины, будучи уже подержанными, ценились и в России благодаря отличиям в салоне, более продвинутой 5-ступенчатой МКП, а также более качественной сборке. А вот как "восьмерки" и "девятки" рекламировали в самой Франции. Потом наступили 90-е. И продвигать продукцию АвтоВАЗа пришлось уже новыми, нетривиальными способами. ГАЗ / "Волга" Горьковский автозавод был одним из советских производителей, чьи автомобили шли на экспорт. К примеру, дизайн ГАЗ-21 "Волга" неслучайно создавался с оглядкой на мировые тенденции – практически сразу после начала продаж седана в Советском Союзе в 1957 году начались поставки и экспортных вариантов. А в 1958 году ГАЗ даже взял "Гран-При" на выставке "Экспо '58" в Брюсселе. Правда, приз получил весь советский стенд целиком, а вовсе не ГАЗ-21 "Волга", как написали некоторые советские издания. Тем не менее, начало присутствию ГАЗа за рубежом было положено. А "Автоэкспорт" даже выпустил специальный ролик без слов, в котором демонстрировались преимущества "Волги". К началу 60-х годов дизайн ГАЗ-21 устарел. Однако на Горьковском автозаводе уже приступили к разработкам новой "Волги". Результатом трудов стал ГАЗ-24 – новая модель "Волги", появившаяся в 1967 году. Автомобиль предлагался с 2,4-литровым 95-сильным мотором и выглядел гораздо современнее предшественника. А для продвижения новой "Волги" был снят небольшой фильм. Кстати, обратите внимание, в ролике показан ГАЗ-24 из первой серии, с зеркалами заднего вида, размещенными на крыльях. А вот в середине 80-х ГАЗ-24 переродился в модель 24-10. Сейчас такую модернизацию смело бы назвали рестайлингом. Но в те годы такое слово не использовали. Да и история создания ГАЗ 24-10 была несколько другой: в 1981 году в продажу поступила новая модель – ГАЗ 3102. Из-за проблем с поставщиками ГАЗу не удавалась наладить поставки машины в нужном объеме. Но те клиенты, кому посчастливилось получить новую "Волгу", её оценили, и она сразу получила статус "генеральской". Дошло до того, что руководство СССР дало понять, что не позволит, чтобы руководящие чины ездили на тех же машинах, что и таксисты. Поэтому ГАЗу пришлось перестраиваться. Результатом трудов стал ГАЗ 24-10 – "Волга" с начинкой от новой модели, но внешностью, доставшейся в наследство от 24-й. А вот, как рекламировали автомобиль по телевидению. "Запорожец"/"Таврия" Марку "Запорожец" можно смело считать одной из самых народных в СССР. А "горбатый" ЗАЗ-965 так вообще для многих стал дверью в мир автомобилей. Поэтому к моменту появления в 1966-1967 году новой модели (ЗАЗ-966) руководство завода "Коммунар" подошло со всей ответственностью. Пересказывать всю историю ЗАЗ-966 не будем. Лучше посмотрите небольшой ролик, в котором новую модель представляет знаменитый советский диктор Игорь Кириллов. Кстати, эта модель "Запорожца" также поставлялась на экспорт. ЗАЗ 1102 "Таврия" появился уже на закате Советского Союза – в 1987 году. Но, если вы думаете, что из-за этого руководство Запорожского автомобильного завода из-за перестройки отказалось от поставок автомобилей на экспорт, вы ошибаетесь. Более того, для продвижения "Таврии" за границей был даже снят очень интересный промо-ролик. Посмотрите, какое достоинство советской машины отмечают его создатели. Toyota Prius неврно курит в сторонке! Москвич (МЗМА/АЗЛК) "На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину "Москвич". Новая модель!", — сейчас такие слова из уст киногероя можно было бы считать самым настоящим "продакт-плейсментом", то есть скрытой рекламой. Но на момент выхода фильма "Бриллиантовая рука" о таких нюансах в СССР никто не задумывался, хотя фраза, к радости руководства "Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола", ушла в народ и стала цитатой. Впрочем, у производителя "Москвичей" была и своя собственная реклама. Причем вполне удачная. Например, в далеком 1964 году "Московский завод малолитражных автомобилей" (так тогда называлось предприятие) поставлял седан Москвич-403 в страны Скандинавии, в первую очередь – в Финляндию. Версия для этих стран так и называлась – Skandinavia. И для её продвижения даже был снят вот такой ролик. Впрочем, в том же году МЗМА порадовал поклонников новой моделью — Москвич 408. Седан, оснащенный 1,3-литровым 50-сильным двигателем (60-сильным в экспортном варианте) продавался не только в СССР, но и в Скандинавии, Германии и Франции. А вот какой минифильм по этому поводу выпустило советское телевидение. Любопытно, что голос за кадром говорит на английском языке, а сам автомобиль в ролике в определенный момент ездит без водителя! А вот к концу 1980-х годов положение АЗЛК уже нельзя было назвать завидным. Например, в 1984 году 90% готовой продукции завода оставалось на складах. Впрочем, нельзя сказать, что "Москвич" не пытались сделать вновь популярным. Например, вот как рекламировали модель 2141, появившуюся на рынке в 1986 году. В ролике отмечают такие "инновационные" технические решения как "система переднего привода" и "двухконтурная тормозная система". Для тех, кто не особо разбирается в советском автомобилестроении, рассказываем. На самом деле, "Москвичей" в СССР было два. Были автомобили, выпускавшиеся на МЗМА/АЗЛК. А еще были машины производства Ижевского машиностроительного завода. Правда, рекламных роликов ижевских "Москвичей" практически не сохранилось. Единственное исключение – видео, посвященное ИЖ-2126, снятое в 1985 году. Трудно поверить, что в кадрах показан один из опытных автомобилей. А серийный ИЖ-2126 появится лишь через 12 лет уже в совсем другой стране. БОНУС: Как в СССР работали "дилеры" Ну, а этот выпуск киножурнала "Фитиль" мы оставляем без комментариев. Конечно, это –сатирическая передача. Но, посмотрев её, вы убедитесь, что различными приёмами продавцы автомобилей пользовались и раньше.

Как в СССР рекламировали автомобили?
© Авторамблер