Тернистый путь модели НАМИ-1101 «Василек»
В послевоенные годы в СССР остро стоял выпуск легковых автомобилей. Задачу предстояло решить в 1965 году - предполагалось строительство завода мощностью выпуска до 500 000 штук автотранспорта ежегодно. Острым вопросом было не строительство корпусов завода, а подбор серийной модели по ряду критериев. Среди возможных вариантов выделялись всего два: Покупка базовой модели по лицензии одной из европейских компаний. Собственная конструкторская разработка. Проектирование собственной модели НАМИ-1101 «Василек» велось группой инженеров под руководством Б.М. Фиттермана. Рассмотрение проекта состоялось на отдельном заседании 18.03.1966 г. Среди заинтересованных сторон были не только конструкторы, но и потенциальные поставщики комплектующих. Особенностью НАМИ-1101 была конструкция кузова, которая не имела точного аналога. Вдохновение дизайнеры питали по следам следующих моделей: «половинчатый универсал» Autobianchi Primula; Renault 16. Технически машина была признана основательной. Среди прогрессивных решений были: предпусковой подогреватель мотора зимой; компоновка с передним приводом; подвеска типа McPherson; дисковые тормоза; большая площадь остекления с хорошим обзором. Но для выпуска новой модели требовалось преодолеть значительные сложности: Спроектировать новую технологическую линию. Одновременно требовалось создать множество новых деталей, узлов и агрегатов. Объем запасных частей требовался для обеспечения производства и для сервисных станций. Предлагалось создать съемные детали кузова для обеспечения скорости ремонта. Снизить высокую начальную цену, которая составляла около 2 500 рублей. Наладить выпуск высокооктанового бензина в промышленных масштабах. Отдельные присутствующие на собрании раскритиковали кузов автомобиля типа «универсал» за его непрактичность. Считалось небезопасным перевозить канистру бензина в салоне. Не были исследованы вопросы обогрева и вентиляции салона. Машина так и не нашла общей поддержки. Предсерийный экземпляр василькового цвета еще некоторое время тестировали в институте. Советским водителям еще долго были неведомы машины с передним приводом. А автомобильная промышленность так и не смогла обрести национальный колорит.