О новой платформе от российских тюнеров, о модернизации «Нивы», о нужности автомобиля ОКА в наши дни
Не так давно многие СМИ пестрели заголовками о том, что одна из компаний приступила к модернизации легендарной LADA 4x4. Наметившиеся изменения касались только подвески. И действительно, компания «Автопродукт», а это именно она приступила к проекту изменений подвески для внедорожника, это один из лидеров российского рынка в подобных решениях. Подтверждением тому стал интерес блогеров и автомобильных СМИ к текущим проектам «АВТОПРОДУКТА». На каналах и в разделах тест-драйвов появилось множество тестов шоу-кара компании - LADA KALINA CROSS 2WD. С одним из них можно ознакомиться на страницах CAR.RU. Именно в этом автомобиле реализована платформа, включающая независимую переднюю и заднюю подвеску, усилители кузова, измененный выхлоп и самоблокирующийся дифференциал. Внешние изменения, если не считать брендирования, это спойлер и декоративная вставка над решёткой радиатора. «Автопродукт», судя по обилию тест-драйвов и публикаций, охотно предоставляет на тесты свой автомобиль. Но нам было интересно узнать именно производственные планы и текущую ситуацию. Вишенкой на торте стал ответ о возможной реинкарнации автомобиля ОКА. Читаем. Редакция: Сейчас компания выпускает комплекты для почти всего модельного ряда Lada, включая те модели, которые уже ушли с конвейера завода. Идут работы над проектом Rally Sprint (Веста), вы уже анонсировали старт работ по Lada 4x4. Российские модели в вашей линейке - это понятность в плане разработок или ориентир на рынок? Ведь даже к Иксрею и одноплатформенному Ларгусу интереса со стороны «Автопродукта» проявлено не было. Хотя вы выпускаете комплектующие для Хонды, Логана и Шевроле… Александр Бабурин, руководитель компании: В первую очередь мы ориентированы на наших потребителей. Идем или от проблемы или от пожеланий. Дальше анализируем, где еще это решение может быть интересно - в профессиональном или любительском спорте, тюнинге, в серийном производстве. Например, подрамники возникли исключительно с точки зрения профессионального спорта, но сейчас применяются для всех сегментов, поскольку это улучшает целый комплекс характеристик по управляемости, безопасности, устойчивости и ресурсу автомобиля в целом. Да, на Весту планируется задняя независимая. Но с ней мы не спешили, скажу больше - временно отложили, пока не отладили это изделие в семействах Калина-Гранта-Датсун и 2108-Самара-2110-Приора. Уже там было много подводных камней, что естественно, поскольку, решается комплексная задача: Никаких доработок на кузове - установка только на штатные места. Прибавка по потребительским характеристикам должна быть существенной - по управляемости и устойчивости в первую очередь (это наш конек). Решение должно быть применимо на все семейство. Должно подходить к новому автомобилю и к автомобилю в эксплуатации, иногда даже после долгой и жесткой эксплуатации. Применимо в спорте при необходимости и при соответствии регламенту соревнований. Решение должно соответствовать сертификационным требованиям - все наши изделия проходят сертификацию. Покупатель должен иметь возможность установить изделие в техническом центре или самостоятельно. Сейчас со спокойной душой могу сказать, что все задачи по задней независимой подвеске по прошлым семействам автомобилей LADA решены. Подвеска реально классная - особенно при маневрах. Это подтверждено множеством тестов журналистов и блогеров. Да я и сам на ней езжу ежедневно. Хотя здесь имеет смысл говорить уже не о подвеске, а о платфоме CROSS от АВТОПРОДУКТ для Калины в целом. В неё входит: передний подрамник с жесткими рычагами, распорка верхняя с тягой, усилители опор стоек, усилитель жесткости кузова задний и, конечно же, задняя независимая. А винтовой самоблок - позволяет реализовывать момент при трогании, и не опозориться в сугробе или при весенней распутице. Ощущения другие, она заводит, насколько возможно так говорить о подвеске, а не о моторе. Что касается LADA Xray, то он на рынке спозиционирован на довольно узкий сегмент и в спорте его тяжело представить. Хотя и для него мы кое-что сделали. Это проставки для увеличения передней колеи. Как ни странно, на этом авто передняя колея уже задней. Это влияет на управляемость. Как показали тесты - выравнивание передней и задней колеи «восстанавливает справедливость», управляемость улучшается. В этом вопросе мы ориентировались на оценку и предложение от человека, «знающего толк в автомобилях». Нам осталось его только «допилить». Имя не назову по его просьбе. Мы умеем хранить тайны. Логан - чудо маркетинга, абсолютное попадание в потребительскую нишу по характеристикам, возможностям автомобиля и по экономическим показателям. Но в нём потребитель вряд ли будет доводить управляемость до совершенства - он больше «трудяга», чем «спортсмен». Буду рад, если ошибусь. Решение по автомобилям Хонда - спецзаказ от официального дилера, но это давняя история - в чистом виде ошибка конструкторов производителя. Во время эксплуатации проседали пружины и «уходило» посадочное место. Позже Хонда решила эту проблему. Нива Шевроле, для АВТОПРОДУКТА, это та же LADA 4х4. Да кое-какие изделия у нас есть, кое-что мы делали под заказ, но всерьез Нивой мы не занимались. Я бы сказал незаслуженно. Это крайне интересный автомобиль. Редакция: К оснащению какой марки наибольший интерес на рынке? А.Б: Наверное, это все-таки LADA 4x4. Это автомобиль для суровых условий, а суровые условия у каждого свои - кто-то в пустыню, кто-то на Северный полюс, кто-то просто на рыбалку и охоту, а кому-то полную непроходимость в виде грязи по самые стекла подавай. Да и в соответствующих видах спорта она чувствует себя вполне достойно. Редакция: Недавно СМИ и соцсети «шумели» по поводу старта работ в проекте «Нивы» от АВТОПРОДУКТА. На какой стадии находится проект? Почему так долго к нему не приступали? Хотя, кажется, что нужно было этим заняться чуть ли не в первую очередь. А.Б: Не в первую очередь, наверное. Потому что основной наш опыт, как для серийных, так и для спортивных автомобилей, сосредоточен на переднем приводе. Здесь мы даже в РСКГ решили попробовать свои силы в качестве совместной команды Автопродукт-МАТЧ. По поводу LADA 4x4 пока ничего не скажу. Будут приняты наиболее выразительные решения с точки зрения потребительских свойств. Здесь мы подходим к проектированию так же, как и производители автомобилей. Единственное - нам проще экспериментировать и работать практически под заказ. Мы не стремимся сделать деталь или узел. Это вторично. Первично для нас это характеристика. И если нужная характеристика может быть достигнута не введением новой детали, а исключением существующей - это вообще идеальный вариант. Такая практика при проектировании автомобилей у меня в бытность конструктором на ВАЗе была. И сейчас есть, но уже в создании наших изделий. Редакция: Ваш потребитель. Это люди занимающиеся установкой самостоятельно, автолюбители, обращающиеся к дилерам «Автопродукта», или спортсмены? Какова аудитория? А.Б: Слово люди мне нравится больше чем аудитория. Это активные люди - те которые не сидят на месте в прямом и переносном смысле. Кто расширяет свои границы и развивается. И чем быстрее, тем интереснее. Естественно, спорт в этом смысле наиболее привлекателен для таких людей. Однозначно, это спортивные команды профессионалов и любителей. Еще люди вдумчивые и понимающие свои ощущения, свои эмоции. Говорят основных чувств 5, так когда-то определил Аристотель. Некоторые, я думаю, он специально оставил для следующих поколений. Я бы сказал, что люди, которым интересно то, чем мы занимаемся, это люди у которых есть чувство драйва. Это точно не те, кто предпочтёт пассажирское сиденье водительскому. Такой человек спать за рулем, а такое теперь возможно в некоторых электромобилях, не станет. Он не просто перемещается из точки А в точку Б. Перемещение в пространстве для него, это скорее повод получить удовольствие от управления автомобилем. Такой человек за рулем живет. Теперь про установку. Сделать это можно в техническом центре или в гараже. Правда иногда для этого нужно иметь определенные навыки. Но многие еще помнят то время, когда на старый автомобиль устанавливали новый кузов за неделю, а иногда быстрее. Многих это не испугает. Но регулировать геометрию подвески в любом случае необходимо в техническом центре. От этого зависит управляемость автомобиля, безопасность, ресурс деталей и узлов автомобиля. Редакция: Расскажите о том, как происходят продажи, обслуживание. Были ли отзывные кампании? А.Б: Приобрести нашу продукцию можно у наших дилеров в регионах, непосредственно в магазине, оформив доставку транспортной компанией. Во всех случаях продажу в розницу осуществляет дилер. Скажу больше, даже если заказ осуществляется на нашем сайте, то он уходит к дилеру, поскольку дилер быстрее и качественнее обслужить покупателя, чем производитель. Но процесс контролируется нами. Если у дилера по той или иной причине нет возможности отгрузить продукцию, то заказ передается тому дилеру, который сможет сделать быстро и качественно. Гарантию поддерживаем мы, независимо от места приобретения продукции. По гарантийным вопросам можно обращаться к дилерам, можно напрямую в «Автопродукт». Мы проводим упрощенную проверку подлинности изделия, проверку причин выхода из строя. Если случай гарантийный, то делаем замену или возвращаем деньги. Право выбора всегда остается за клиентом. Но если честно, возвраты, это единичные случаи. Поэтому мы довольно спокойно даем большие сроки гарантии. А на некоторые изделия у нас пожизненная гарантия. Что касается сертификации - то ее проходят все изделия. Редакция: Сейчас часть компаний не ограничивается одним направлением. Создаются группы компаний. Многие не «хранят яйца в одной корзине». Есть у вас что-то, что не связано с автопромом напрямую? А.Б: Есть. Это связано с организацией, оптимизацией бизнес-процессов. Моя вторая компания - ООО «52» занимается управленческим консалтингом и автоматизацией. В основе решений лежит авторская методика организации вытягивающего производства в реалиях малого предприятия. Создается возможность быстрого роста. Все это применимо и для больших предприятий, для различных видов производств (конвейерного, смешанного, под заказ, заказ партий товара…). Решение комплексное - закрывает все вопросы по всей цепочке создания ценности. Не углубляясь в детали скажу, что планирование ТМЦ для закупки и для производства происходит автоматически, без участия человека в режиме реального времени. В «Автопродукте» внедрена именно такая система. После внедрения мы за год смогли увеличить производство и продажи более чем в 2,5 раза. Не скажу, что это не имеет отношения к автопрому, потому что основной наш клиент из автопрома. Редакция: Вопрос из прошлого, ориентированный на будущее. Вы возглавляли «СЕАЗ» в преддверие и во время ухода автомобиля ОКА. Сейчас подобного автомобиля на рынке России нет. Речь о классе и о цене. Сообщество же с легкой ностальгией вспоминает «окушку», прогнозируя спрос на неё и в наши дни… Почему никто из автопроизводителей не удосужился «нырнуть в пустую нишу»? Если бы такой авто появился, то пользовался бы спросом? А.Б: Здесь все просто. Когда покупатель говорит про маленький автомобиль - класс А (например ОКА), то он подразумевает и более низкую цену по сравнению с классом В (например Гранта). Когда производитель говорит о маленьком автомобиле, то он понимает, что себестоимость такого автомобиля практически та же самая. Для производителя это будет низкая прибыль. Как минимум. Как максимум - убыток. Если же маленький автомобиль предложат практически по цене следующего класса, то его не будут покупать. Что с Окой и случилось. На тот момент были и другие не менее важные факторы. Мало того, ужесточаются требования по безопасности, которые сложно обеспечивать в маленьком пространстве авто. Но не исключено, что эта тема может приобрести смысл в новой реальности .