Ещё

Новые правила регистрации: Грозит ли России дефицит госномеров 

Новые правила регистрации: Грозит ли России дефицит госномеров
Фото: Свободная пресса
С 4 августа 2019 года радикально меняется схема регистрации автомобиля, причём большая часть изменений — в интересах владельца. Но есть опасения, что в переходный период возникнет резкий дефицит госномеров, по крайней мере, в некоторых регионах.
Безномерная
Одно из самых радикальных изменений связано с прекращением ГИБДД выдачи регистрационных знаков: таблички с буквенно-цифровой комбинацией будут печатать частные фирмы. При этом далеко не во всех регионах их достаточно, поэтому, вполне вероятно, в первые месяцы работы нового закона «О государственной регистрации транспортных средств» нас ждет дефицит номеров и очереди в конторах, которые занимаются их печатью.
Цену ограничили сверху
Возникает вопрос: не начнут ли фирмы спекулировать госномерами, задрав их стоимость до абсурдного уровня? Ведь если человек совершил регистрационные действия в ГИБДД, установить госномер на автомобиль он должен сразу: за езду без регзнаков грозит наказание вплоть до лишения прав (не путаться с ситуацией, когда владельцу даётся десятидневный срок на саму регистрацию — в этот период ездить без госномера на новом автомобиле допустимо).
Однако ограничила максимальную стоимость услуги 2 тысячами рублей, что эквивалентно госпошлине за регзнаки, которую мы платили перед регистрацией машины в ГИБДД. Для мотоциклов цена составляет 1,5 тысячи рублей.
Впрочем, там, где есть дефицит и очереди, спекуляции всё равно возможны, пусть и через чёрную кассу.
Регистрацию проведут дилеры
Покупку новой машины часто омрачала перспектива ехать в ГИБДД для сверки и регистрации. С августа всю работу смогут провести дилеры, выдав клиенту автомобиль с регзнаками и полным комплектом документов (СТС, ПТС).
Правда, до сей деликатной процедуры допустят не всех дилеров, а серьезные компании, которые попадут в реестр ГИБДД, выполнив ряд условий, включая наличие специально обученного сотрудника-регистратора. В дилерской среде условия называют выполнимыми, а саму услугу удобной для клиента, поэтому крупные автоцентры добьются такого права наверняка.
Печатать регистрационные знаки дилеры смогут самостоятельно, а вот СТС придется получать через ГИБДД, по крайней мере, в первое время. ФАС, кстати, установила цену печати СТС для частных фирм (500-1500 рублей), а значит, перспектива передать эту функцию частникам также рассматривается.
Красивые номера отменили, но вернут
Физическая печать регистрационных знаков отдана частникам, но буквенно-цифровую комбинацию по-прежнему назначает ГИБДД. С конца прошлого сама комбинация выбирается или случайным образом, или строго по порядку следования, что исключает продажу красивых номеров.
Тем не менее, закон предусматривает возможность покупки красивого номера через аукцион, но сама процедура пока не утверждена — этим занимается .
Номера привязали к региону
Сохранять номера прежнего владельца разрешили, но только если их код соответствует региону прописки нового владельца. С 4 августа Россия возвращается к системе, которая действовала до 2013 года, когда госномера выдавали по региональному признаку, то есть, с кодом региона, отражающем прописку владельца. В ГИБДД объяснили, что это облегчит контроль автопарка и позволит точнее предсказывать спрос на регзнаки. Но в любом случае код региона за истекшие шесть лет потерял решающее значение, и во многих областях изрядная часть автопарка ездит с «чужими» номерами.
Минус нового подхода — необходимость тратить 2000 рублей на новую пару знаков, если вы покупаете автомобиль в другом регионе.
Новый формат регзнаков
Помимо привычных глазу прямоугольных табличек появится ещё несколько форматов госномеров для редкой и нишевой техники: мотоциклов, старых автомобилей, праворулек. Например, если ширина стандартного регзнака — 52 см, то новый стандарт допускает таблички шириной 29 см, но большей высоты.
На двух типах номеров появятся дополнительные литеры: «С» для спортивных машин и «К» для классических. Новые форматы должны были появиться ещё в январе этого года, но срок их введения перенесли на полгода по техническим причинам.
Битые и ржавые VIN больше не приговор
Одно из самых важных изменений касается машин, у которых поврежден идентификационный номер (VIN) на кузове или раме. Соответствующая маркировка наносится автопроизводителем, и до сих пор в России не существовало легальной процедуры восстановления VIN. Это приводило к большому количеству драм, например, порой не самое тяжело ДТП приводило к фактическому списанию автомобиля, если его VIN оказывался хотя бы незначительно поврежден. То же касалось автомобилей с ржавыми номерами или перебитыми, если машина была возвращена после угона.
Как и раньше, владельцу подозрительной машины придется пройти экспертизу и доказать, что автомобиль «чистый», но зато теперь он сможет нанести на кузов или раму дополнительную маркировку, данные о которой внесут во все документы. Стоимость услуги оценивается в 7 тысяч рублей — немало, но значительно меньше потенциальных расходов, которые несет владелец автомобиля с поврежденным VIN сейчас.
Правда, сама процедура нанесения маркировки весьма забюрокрачена и предполагает, например, экспертизу на возможность нанесения новой комбинации на заводе-изготовителе или в аккредитованной лаборатории. Но это лучше, чем ничего.
Прекратить регистрацию можно онлайн
Уместно вспомнить ещё одно недавнее и очень полезное изменение: возможность прекратить регистрацию проданной машины через портал «Госуслуги». Процедура работает с весны этого года.
Суть такая: если вы продали автомобиль, у нового владельца есть десять суток, чтобы поставить его на учёт. Иногда он не выдерживает эти сроки и продолжает ездить на машине, которая числится на вас. В результате, на ваше имя приходят штрафы с автоматических камер. А если новый владелец совершит ДТП и скроется, вы можете и вовсе оказаться под серьезным подозрением.
Раньше для прекращения регистрации требовалось посещение ГИБДД, теперь это можно сделать онлайн: главное, правильно подать документы и сделать разборчивые сканы.
ПТС становятся электронными
Введение этого новшества растянулось на годы: первые ЭПТС были выданы ещё в конце 2017 года, но полноценно система заработает лишь в ноябре 2019 года, когда виртуальный паспорт станет единственным вариантом. Пока его выдают по желанию.
ЭПТС — это не просто запись в базе данных, дублирующая информацию обычного паспорта. Это практически полная «история болезни» машины, которая фиксирует прохождение техосмотра, ДТП, регулярность обслуживания и другие параметры. В будущем это позволит создать цивилизованный вторичный рынок автомобилей с прозрачной историей.
Новости России: Сколько в России могут стоить иномарки, если убрать пошлины
В России хотят запретить эксплуатацию старых авто
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео