Войти в почту

Куба: местные жители счастливы купить советские Жигули за 18 тысяч долларов

Москва, 3 августа - "Вести.Экономика" Визитная карточка Кубы – ретро-автомобили. Столь привлекательные для туристов, для местных они – часто единственный шанс передвигаться на собственном авто. Сколько стоит на острове Свободы в условиях жесткого дефицита купить автомобиль - в материале Валерии Ткаченко. Фото: Валерия Ткаченко На Кубе нет собственного автопроизводства. Сейчас больше половины местного автопарка состоит из «классики», американской и советской. После революции 1959 года на острове Свободы остались машины, привезенные из США. Их могли получить только высокопоставленные чиновники, передовики производства, заслуженные спортсмены и артисты. Позже, в 80-х годах, самой желанной маркой кубинского народа были Жигули «классика». Продукцию советского автопрома также выдавали только известным деятелям. Даже если заслуженный мастер был не в состоянии водить автомобиль, право продать машину не имел. Однако кубинцы находили способы делать доверенности на «родственников» и проворачивать транспортные сделки нелегально. Фото: Валерия Ткаченко Когда машина - предмет роскоши До 2011 года в стране было невозможно официально продать или купить автомобиль, даже бывший в употреблении. Сейчас ситуация изменилась: кубинцам разрешено покупать-продавать новые и подержанные машины, но цены на них несоизмеримы с местными зарплатами. Как говорят кубинцы: «За свою жизнь мы можем накопить либо на дом, либо на машину». Поэтому наличие автомобиля на Кубе, даже если это корыто на 4-х колёсиках – показатель состоятельности. Обычно владелец транспортного средства занимается частным бизнесом или состоит на высокой должности. Его доход выше среднестатистического, поэтому он может себе позволить такую роскошь, как автомобиль. Кстати, на Кубе машина даёт возможность владельцу хорошо зарабатывать – хозяин может стать таксистом или сдавать авто в аренду. Фото: Валерия Ткаченко Если официально обычный житель получает от 20 до 40 долларов в месяц, стоимость автомобилей на Кубе выше среднемировых. К примеру, цена убитого Шевроле 1952 года начинается от $15000. За Жигули–«тройку» придётся выложить от $18000 (в России, по моему опыту, можно найти и за $1000). На такой модели ездил мой папа, а сейчас - кубинский муж. Цена на ретро-кабриолеты, на которых так любят кататься туристы, начинается от $25000. Современные модели автомобилей тоже есть, но их стоимость гораздо выше. Бывший в употреблении Hyundau Accent 2007 года обойдется в $37000. А за новый Peugeot - 508 придётся выложить $200000 и больше. Из России на Кубу привозят новые "Лады", но их направляют сначала в службу такси и в прокат для туристов. Когда автомобили намотают много километров, их выставят на продажу в салоне подержанных машин. Там такая "Лада" с бешенным пробегом будет стоить $80000, потому что современная и, по местным меркам, почти новая. Куба закупает в России "Лады". Фото: Валерия Ткаченко Ситуация, когда подержанный автомобиль стоит в десятки раз дороже своего нового собрата в любой другой стране мира, объясняется фактической монополией государства на продажу авто. Почетных работников и известных актеров, которым разрешено самим ввозить машины, не так много, чтобы они могли существенно влиять на цены авторынка. Установив драконовские надбавки на частные автомобили, руководство Кубы объявило, что вырученные средства направляет на развитие общественного транспорта, которого, действительно, последние годы потихоньку, по-кубински, но становится больше. Челночный бизнес Наличие транспортного средства влечёт за собой приличные расходы на детали, которые на Острове сложно достать из-за отсутствия собственных автопроизводств. Кроме того, официально запчасти не импортируются. Только частным образом можно привезти себе нужную делать, что открывает большой простор для международного авто-бизнеса челночников. Когда мы с мужем, будучи в России, покупали на авторынке запчасти для семейной кубинской Лады, встретили там много островных жителей. Они были довольны: столько деталей в одном месте! За доставку запчастей на Родину цену поднимут в 3-5 раз. Для американских автомобилей достать запчасти долгое время было сложно. Из-за эмбарго отсутствовало свободное сообщение между двумя противодействующими странами. Кубинцы выходили из положения, заменяя детали американских классических машин запчастями от корейских и советских. Сейчас с США стало чуть проще: кубинцы привозят оттуда оригинальные запчасти. Но из-за того, что модели автомобилей старые, заказывать детали нужно заранее и долго ждать. Бензиновый вопрос Ещё одна приличная статья расходов – это бензин. На Кубе продают 4 вида: с октановым числом 83 бензин стоит $1 за литр, 90-й – $1,1; 94-й – $1,2; а за литр самого дорогого, 100-го придется заплатить $1,6. Цена самого дешёвого бензина на Кубе выше самого дорогого в России. Фото: Валерия Ткаченко Кроме того, топливо категории especial (94-й и 100-й) часто в дефиците. Потому что импортное. На острове Свободы обнаружили мини-месторождения нефти и газа, но государство не может обеспечить даже немногочисленных владельцев машин бензином. Чтобы сэкономить на топливе, кубинцы используют самые дешевые виды. У старых моделей, произведённых тогда, когда еще не думали об охране окружающей среды, двигатели не соответствуют никаким экологическим уровням «euro». В итоге, более-менее крупный города, где есть не только лошади, но и автомобили, сильно загазованы. Получается парадоксальная ситуация, что власти «борются» с количеством вредных испарений высокими ценами на транспорт и топливо. Фото: Валерия Ткаченко Борьба за экологию выражается и в том, что в страну запрещено ввозить мотоциклы с бензиновыми двигателями, можно только с электрическими. Мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания есть у умельцев, собравших или реанимировавших старых «коней». Но половина мотоциклов и скутеров на дорогах - электрические. Правда, электрозаправок для них нет, заряжают мотоциклы дома. Поэтому часто вижу, как несчастный владелец сам катит транспортное средство до дома. Не только российская проблема В той части Гаваны, где я живу, на дорогах нет 70% асфальта. Женщина в хлебной палатке со мной поделилась: «Мне 50 лет, я родилась в этом районе. За свою жизнь только раз видела, как тут меняли асфальт». И такая ситуация повсеместно. Фото: Валерия Ткаченко Поскольку ямы и трещины везде, полиция кубинских городов строго следит, чтобы автомобилисты не превышали скорость. У многих старых машин тормоза не в порядке, нет боковых зеркал, и у всех автомобилей старше 90-х годов нет ремней безопасности. Освещение на дорогах скудное. Редкие водители выбираются на авто ночью: побить машину легко, а ремонт будет стоить дорого. Хотя на кубинских дорогах есть и труднообъяснимые порядки: за превышение скорости грозит строгое наказание, а пьяным, по сути, ездить можно. За выпитый алкоголь, конечно, могут оштрафовать, но проверить нечем - сказывается скудное техническое оснащение местной полиции. Что, правда, не касается радаров для определения скорости. За превышение выписывают штраф в $2,5 – сумма приличная, если сопоставить с кубинскими зарплатами. Фото: Валерия Ткаченко Лихачей наказывают не только деньгами, но и лишением водительских баллов. Изначально каждому владельцу прав положено 36 условных единиц на дорожные проступки. За превышение скорости вычитают 12 баллов. Если израсходовать всё, водителя на год лишат прав. В зависимости от ситуации через год либо могут возобновить лицензию на вождение, либо для её получения нужно будет заново сдавать экзамены. Все эти трудности сказываются на проценте кубинских жителей, которые владеют транспортными средствами. Этот показатель - один из самых низких в мире. По официальным данным, которые удалось обнаружить за 2015 год, на каждую тысячу кубинцев приходится всего 42 машины. И это как раз тот случай, когда статистика кажется правдивой.

Куба: местные жители счастливы купить советские Жигули за 18 тысяч долларов
© Вести Экономика