Войти в почту

«Зубило»: летопись легендарной вазовской «восьмерки»

Первый ВАЗ 2108 сошел с конвейера в последние дни уходящего 1984 года и стал для Волжского автозавода (да и всего советского автопрома) если не революцией, то решительным шагом вперед. Автомобиль оказался, в целом, удачным и просуществовал в производственной линейке завода вплоть до 2013 года. С технической стороны какие-либо прорывные технологии даже с точки зрения его современников в автомобиле найти было сложно. С другой стороны, по сравнению с «классическими Жигулями» ВАЗ 2108 выглядел, как пришелец из будущего. Стремительный клиновидный силуэт пришелся советским автолюбителям по душе, но вот ряд дизайнерских и конструкторских решений, мягко говоря, озадачивал. Практически с первых дней к автомобилю прочно прилипло прозвище «зубило». Позже предпринимались неоднократные попытки хоть как-то облагородить внешний облик машины, но помогало это мало. Вертикальный шов на передних крыльях зрительно укорачивал передок, а не всегда ровные зазоры только усугубляли ощущение неряшливой сборки. Исправить этот очевидный дизайнерский ляп завод смог только в 1989 году, соответственно, «восьмерки» в народе стали делиться на машины с «коротким» и «длинным» крылом. Та же участь постигла и своеобразный «клюв». Его заменили на лаконичную пластиковую решетку. А вот «фирменные» вазовские зазоры между кузовными панелями мало того, что просуществовали весь производственный путь «восьмого» семейства, так еще и перекочевали на автомобили следующего «десятого» поколения. В народе шильдик LS вольно трактовали как «люксовый салон» — автовладелец мог рассчитывать на наличие стеклоочистителя и омывателя заднего стекла, а также… правого зеркала! Всего существовало несколько видов комплектаций: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», но по документам автомобили шли только с индексами 2108 или 21083 (с двигателем 1.1 л.). Шильдик «Спутник» можно обнаружить только на автомобилях первых годов выпуска. Название это, как говорят в народе, «не зашло» и позже было заменено на экспортный вариант «Samara». Кстати, когда автомобиль существовал только в чертежах и единичных опытных экземплярах, вся программа именовалось «Гаммой». Еще один повод для нареканий — задняя дверь, вернее, проем багажного отделения. Высокий бортик сильно затруднял погрузку тяжелой клади и перевозку длинномеров. Что характерно, данный эргономический просчет унаследовали и пятидверный хэтчбек 2109 и седан 21099. Также, как и в истории с крылом, у семейства Спутник/Самара существовало для видов передней панели — низкая (ранняя версия) и более поздняя высокая. Собранная из множества мелких деталей она служила источником постоянных скрипов и побрякиваний. Скупость приборной панели (отсутствовал тахометр, например) владельцы вначале тоже воспринимали как минус и только с появлением новой «высокой» версии стали с благодарностью вспоминать про практичную и удобную полку перед пассажирским сиденьем. Управление климатом осуществлялось тремя ползунками и трехпозиционным переключателем вентилятора. Доступ к задним сиденьям был возможен только при откинутом переднем кресле, семьи с маленькими детьми воспринимали это, скорее, как плюс, нежели минус. Изначально под капотом располагался только двигатель 2108 с объемом 1300 «кубиков». Позже гамму двигателей существенно расширили, как в большую, так и в меньшую сторону. Поперечное расположение мотора вначале обескураживало автолюбителей со стажем: исчезла возможность запустить двигатель с помощью «кривого стартера». Хотя на самом деле, такая возможность была, но для этого необходимо было поддомкратить автомобиль и снять левое переднее колесо. Не смотря на все свои недостатки и «детские болезни» ВАЗ 2108 сразу стал объектом мечтаний для миллионов граждан СССР, а степень престижности его владения соперничала даже с пафосной «Волгой». И даже сегодня, спустя 35 лет с начала своего производства, «восьмерка» не выглядит инородцем в городском транспортном потоке, радуя своих владельцев ненавязчивым комфортом, достойной динамикой и скромными эксплуатационными расходами. Экспонат: автомобиль ВАЗ 2108, 1986 г. в. Отдельная благодарность клубу любителей ретро автомобилей «Свердловск 44».