ЗИС‑101: как и из чего сделан первый лимузин СССР
История советского автопрома терниста и сложна. Были в СССР и "купе", и микроавтобусы, и лимузины. Итак, представляем вам первый советский лимузин - ЗИС-101. Да, именно эта машина и является самым первым советским лимузином в истории нашей автомобильной промышленности. Данный автомобиль на сегодняшний день очень высоко ценится коллекционерами. Но история создания довольно запутанная. Кто-то называет ЗИС-101 автомобилем, построенным по разработкам марки Buick. Так как же на самом деле создавался ЗИС-101? Разные кузовы. Первые автомобили ЗИС-101 были выполнены в кузове седан. В таком исполнении выпустили только две машины. Последующие экземпляры были настоящими лимузинами со внутренней шумоизоляционной перегородкой в салоне. Сам дизайн советского лимузина напоминал люксовые автомобилей Соединенных Штатов. А вот чертежи кузова автомобиля, схемы его производства были сделаны по заказу специалистов американской фирмы Budd. Сам ЗИС-101 в точности никакой автомобиль не копировал. История, начавшаяся в 1932 году. В 1932 году на автомобильном заводе "Красный Путиловец" собрали первые шесть экземпляров лимузина Л-1. Но эти автомобили практически полностью копировали длинный Buick 32-90. Отличия заключались в ином дизайне колесных дисков и эмблеме. Тогда на Л-1 устанавливался бензиновый мотор объемом 5,7 литров и мощностью 105 л.с. Подвеска была зависимой и рессорной. А тормоза - механическими. В то время подобных автомобилей в нашей стране никто не производил, а ленинградскому заводу было тяжело наладить выпуск Л-1. Тем более, до этого предприятие специализировалось на совершенно другой отрасли. Но Иван Лихачев, директор ЗИСа, захотел выпускать большие легковые автомобили. Ему очень понравилась идея о выпуске лимузинов серийно, поэтому в 1934 году был создан совершенно новый для СССР автомобиль - ЗИС-101. Двигатель на автомобиль ставился бензиновый восьмицилиндровый объемом 5,76 литра. Его мощность на поздних версиях составляла уже 116 л.с. В салоне советского лимузина царила роскошь. Передняя панель изготавливалась из натурального массива дерева. А сиденья были обтянуты качественной кожей. Классика. Сам ЗИС-101 имел очень большие габариты. И этот фактор обеспечивал простор на втором ряду сидений. Все детали автомобиля были отлично подогнаны друг к другу, сборка была очень качественной. Такое высокое качество обеспечивалось небольшим выпуском данной модели. Тираж. Модель по меркам завода разошлась большим тиражом в 9500 экземпляров, что по меркам страны очень мало. Но такое количество автомобилей было собрано только потому, что автомобиль даже разыгрывался в лотереях. Итог. ЗИС-101 стал первым отечественным лимузином в истории страны. Этот автомобиль был создан основываясь на опыт американских коллег, но точной копией какого-либо автомобиля он никогда не был. В 1940-х завод ЗИС стал осваивать производство модели ЗИС-103, но запустить машину в серию не получилось из-за военных действий. Поэтому в 1943-м году стали проектировать новую модель ЗИС-110, которая тоже имела неплохой успех.