Войти в почту

Что в топливе тебе моем? Ученый-эксперт рассказал омичам, как качество бензина влияет на здоровье автомобиля

19 декабря в Омске состоялась сессия программы развития профессиональных компетенций «Топливный класс». Это инициатива Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина и сети АЗС «Газпромнефть». Курс разработан специально для того, чтобы взглянуть на бензин и дизельное топливо с научной точки зрения. Омск стал десятым городом, в котором прошел «Топливный класс». Организаторы назвали наш город настоящим топливным краем, поскольку именно здесь расположен один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны. Гидом по миру топлива стал кандидат технических наук, доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров. Эксперт не только прочитал лекцию, но и ответил на множество вопросов, актуальных для каждого автовладельца. Россия vs. Европа: где лучше топливо и причем тут экология? Немного фактов. С 1 июля 2016 года в нашей стране запрещено продавать топливо ниже класса «Евро-5». И сегодня качество российского топлива, как утверждают эксперты отрасли, значительно превосходит по качеству топливо, производимое в Европе. И сразу по нескольким показателям, включая содержание ароматических углеводородов, водорода и алкилата — самого ценного компонента бензина. «Все привыкли рассуждать, что классы бензина — это не что иное, как градация топлива по содержанию серы. Вот только улучшается этот показатель не для двигателя автомобиля, а для защиты окружающей среды, в частности, растений от серной кислоты. Для двигателя безопасно содержание серы даже в более низких классах. Это исключительно экологическое требование», — поясняет Багдасаров. Леонид Багдасаров отметил, что в нашей стране нефтепереработка значительно обогнала производителей отечественных авто. По части топлива Россия не просто достигла стандартов «Евро-5» и «Евро-6», но и шагнула далеко вперед. Этот рывок произошел в последнее десятилетие, когда изменились механизмы ценообразования и розничная торговля готовым топливом внутри страны стала гораздо выгоднее работы на сырьевой экспорт. То, что доктор прописал Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Хотите, чтобы ваш служил верой и правдой? Загляните в руководство по эксплуатацию. Большинство современных авто различных марок рассчитаны на использование бензина АИ-95, поэтому среднестатистическому водителю будет вполне достаточно заливать в бак именно его. Впрочем, среди автолюбителей бытует мнение, что на самом деле АИ-92, АИ-95, АИ-98 ничем не отличаются друг от друга. В лучшем случае наличием нескольких присадок, а подобное разделение является лишь хорошо продуманной маркетинговой стратегией. Именно поэтому, вне зависимости от того, насколько новый и дорогой автомобиль, многие омичи продолжают по привычке использовать АИ-92. Хотя бы потому, что это самое доступное топливо. А сделать его «повкуснее» можно и самому — просто плеснув в бак присадку, купленную в автомагазине. Однако Леонид Багдасаров спешит остановить таких самоделкиных: какое-то новое топливо изготовить в домашних условиях просто невозможно. Но и гнаться за высоким качеством без надобности не нужно. «Может вам и не нужен 98-й? Если вы не гоняете по ночам со своими друзьями, как стритрейсер, если у вас достаточно большой запас мощности двигателя, то хватит и 95-го. Конечно, можно взять порошок нафталина из бабушкиного сундука — у него высокое октановое число — и насыпать его в бензин. Правда, кольца двигателя прихватит через пару километров и свечи сгорят, но зато получится октановое число 98», — шутя предупреждает эксперт. Вспомним еще один нюанс при выборе топлива, который призывает автовладельца обращаться к документации на машину. Если у автомобиля, находящегося на гарантии, обнаруживают неисправность, то одна из первых манипуляций в сервисе — анализ проб топлива и моторного масла. Если вы использовали менее качественные ГСМ, чем прописано в руководстве по эксплуатации, то в бесплатном ремонте вам просто откажут. На вкус и цвет все присадки разные Немного о магии, точнее — о присадках. Сама по себе каждая присадка призвана улучшить те или иные характеристики топлива. Например, зимой в бензин добавляют бутан-бутилен для стабильного запуска двигателя при низких температурах, а депрессорные присадки для дизеля позволяют обезопасить топливный фильтр от забивания парафином. Важно, о чем речь шла и выше, чтобы добавлялись все эти хитрые жидкости только специалистами на производстве при строгом лабораторном контроле. «Представьте, что технолог нефтеперерабатывающего завода — это самый настоящий бармен. У него на полке стоит несколько бутылок с очень хорошими компонентами, каждый из которых прошел обязательную очистку. И из них он создает высокотехнологичный коктейль в зависимости от нужд потребителя», — приводит наглядную аналогию Леонид Багдасаров. Цена на топливо с присадками, конечно, несколько выше, чем стоимость бензина без них. Впрочем, такое вложение в железного коня окупается автовладельцем сполна, поскольку правильно подобранное топливо значительно снижает расход, улучшает работу двигателя и увеличивает срок его жизни. Не верю! Сомневаться, пожалуй, в духе каждого русского человека. Немало поводов для сомнений есть и у автовладельцев: на этой заправке не доливают, на той — льют что попало, а на третьей — вообще форменный беспредел. Как же проверить, какое качество у топлива, которое вы заливаете в бак своего авто? Первое, что может сделать потребитель, это проверить паспорт качества. Маркировка топлива в чеке на АЗС должна строго совпадать с маркировкой в паспорте качества, который можно найти в «уголке потребителя» или попросить у сотрудников любой заправки. При этом если показатели топлива не совпадают со стандартами, то такое топливо покупать не следует. Отдельный паспорт качества сопровождает каждую поставку каждого вида топлива. Учитывая скорость реализации партии, он, чаще всего, не должен быть старше недели. Доверяй, но проверяй. И если для проверки только документации вам недостаточно, то в домашних условиях можно воспользоваться ареометром для измерения плотности бензина — для этого будет достаточно небольшой пробы. «Плотность – это показатель, который подделать невозможно. Это как ДНК для каждой партии топлива. Если в паспорте написано 736, а на деле оказалось 754, то это основание для страшного скандала», — поясняет Леонид Багдасаров. Если вы самостоятельно нашли такие расхождения в бензине — смело обращайтесь в лабораторию за более детальным анализом. Что делать и кто виноват? Впрочем, сомневаться в качества топлива водители привыкли не зря. Статистика говорит: в России примерно 30% отказов двигателей связано с использованием некачественного или контрафактного топлива. По мнению Леонида Багдасарова, уберечь автомобиль от контрафакта можно, если отдавать предпочтение заправкам крупных и проверенных сетей. Эти компании могут позволить себе передовое оборудование и строгий контроль качества продукта на каждом этапе производства, транспортировки и реализации. А вот безымянных АЗС лучше избегать — слишком велик риск приобрести под видом бензина или дизеля контрафакт. Как правило, такие заправки могут закупать нефтепродукты у мини-НПЗ, которые не имеют оборудования для создания качественного продукта. «У мини-рифайнера при небольших объемах производства нет экономической выгоды для внедрения строгих высокотехнологичных процессов. Иначе получится слишком высокая себестоимость обработки одного литра топлива — примерно 100 рублей», — заключает топливный эксперт. Хорошо, что в вопросе соблюдения качества топлива, помимо стандартов компаний-производителей, есть и незаинтересованная сторона — Росстандарт. Если эксперты агентства найдут в образце топлива ненужные примеси, или качество продукта в принципе не будет соответствовать утвержденному стандарту, владельцу АЗС, где прошла проверка, грозят немалые трудности. Речь даже может идти о серьезном штрафе до нескольких миллионов рублей. Зато благодаря таким санкциям с каждым годом на топливном рынке становится все меньше суррогата. Руководство к действию Резюмируя все советы эксперта, полученные за партой «Топливного класса», «Новый Омск» советует читателям соблюдать пять простых правил. Во-первых, заправляйтесь только тем топливом, которое показано вашему автомобилю. За подробностями — в руководство по эксплуатации. Во-вторых, не пытайтесь повысить октановое число вашего бензина, подливая в бак жидкости с неизвестными свойствами. В-третьих, выбирая топливо на сезон, обратите внимание на марки с присадками. Не бойтесь переплатить — автомобиль скажет вам спасибо, а затраты окупятся с лихвой. В-четвертых, сомневаетесь в качестве топлива — смело проверяйте его на «прочность». И, наконец, избегайте контрафактного бензина, заправляясь на АЗС крупных и проверенных сетей. Следуйте этим простым истинам, и они наверняка помогут вам избежать неприятностей в отношениях с вашим авто! Информационная поддержка

Что в топливе тебе моем? Ученый-эксперт рассказал омичам, как качество бензина влияет на здоровье автомобиля
© Новый Омск