Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Российский авторынок ушел в затяжное пике

МОСКВА, 24 янв — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Снижение платежеспособности российского населения привело к падению продаж автомобилей, что неминуемо вызвало сокращение выпуска легковых авто в РФ. Помимо чисто экономического фактора, к сокращению производства могло привести и создание неблагоприятных условий для автовладельцев в крупных российских городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Российский авторынок ушел в затяжное пике
Фото: ПраймПрайм
По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России по итогам 2019 года снизился — впервые за три года — на 2,5% до 1,5 млн автомобилей. В то же время, по информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых машин и LCV в России в минувшем году сократились на 2,3% — до 1,76 млн штук.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", считают, что в 2020 году ожидать позитивных изменений на автомобильном рынке не приходится, в основном, из-за снижения доходов среднего класса, на который ориентируются автопроизводители массового бюджетного сегмента.
ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ПРОИЗВОДСТВО
Аналитик "ВТБ Капитала" не удивляется сокращению объемов производства автомобилей в России — спад производства сопоставим с падением продаж на отечественном рынке.
"Никто из автопроизводителей не будет выпускать больше автомобилей, чем требует рынок, во избежание негативного воздействия на оборотный капитал и дополнительных издержек. Автодилеры, в свою очередь, стремятся к оптимизации складских запасов и не торопятся делать дополнительные заказы на автомобили", — отметил эксперт.
Исполнительный директор "Автостата" также считает логичной статистику снижения производства в РФ: рынок автомобилей в прошлом году упал на 2,5%, а производство работает в соответствии с требованиями рынка.
"Автодилеры формируют свои заказы производителю на те модели автомобилей, на которые есть спрос со стороны покупателя. Никто не хочет лишних заказов", — говорит эксперт.
Специалисты убеждены в том, что снижение платежеспособности населения существенным образом отражается на авторынке РФ.
Сегодня в общем объеме продаж автомобилей львиную долю обеспечивают машины массового бюджетного сегмента, рассуждает автомобильный обозреватель .
"Если рассмотреть текущую статистику, то можно обратить внимание на то, что падение спроса наблюдается именно в этом сегменте, в наибольшей степени чувствительном даже к небольшим изменениям цен", — говорит он.
По мнению автоэксперта, создание неблагоприятной среды для автовладельцев также влияет на состояние авторынка в целом.
"Основными рынками сбыта автомобилей в нашей стране являются только крупные города, в особенности, Москва и Санкт-Петербург. И именно в мегаполисах создаются предпосылки для массового отказа от личного транспорта: это и платные парковки, и введение экологических ограничений, да и транспортный налог в некоторых городах может очень сильно отличаться в большую сторону”, — говорит Васильев. Такие ограничения становятся очень чувствительными, и покупка нового автомобиля перестает для многих быть приоритетом. Кроме того, большая часть молодежной аудитории делает ставку на каршеринг.
Помимо этого, почти в два раза — до пяти лет — увеличилось среднее время владения новым автомобилем — и это тоже проблема. В результате начинает расти спрос на автомобили с пробегом, сказал эксперт.
К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ В 2020 ГОДУ
Комитет автопроизводителей АЕБ ожидает сокращения продаж новых автомобилей в 2020 году на 2,1%.
Беспалов считает преждевременным прогнозировать, какими будут продажи в этом году году: январь-февраль — это традиционно слабые месяцы для продаж автомобилей. Тенденции текущего года определятся ближе к весне, считает он.
Однако, скорее всего, кардинальных изменений на отечественном авторынке не произойдет.
"Многие участники вообще пессимистически смотрят на развитие авторынка РФ, но я не исключаю, что есть и возможность роста на 0,5%", — говорит аналитик.
При этом главным фактором для автомобильного рынка по-прежнему будут доходы населения и потребительский спрос, а здесь пока прорывов ожидать не стоит, считает Беспалов.
Также и по мнению Удалова, объемы выпуска легковых автомобилей в этом году будут зависеть от состояния рынка продаж, а по неутешительным прогнозам "Автостата", он может потерять еще 5%.
Ухудшение экономической ситуации отразилось на снижении платежного спроса, а именно он и является основным фактором падения рынка автомобилей, сказал Удалов.
Помимо этого, к сокращению продаж в текущем году может привести и увеличение утилизационного сбора, заключили эксперты.