Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Репортер "РГ" сел за руль опытного образца белорусского электромобиля

Другое дело - производство электротранспорта: тут без высоких технологий не обойтись. И они у Беларуси есть, убеждает директор Объединенного института машиностроения Национальной :
Репортер "РГ" сел за руль опытного образца белорусского электромобиля
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
- Мы создали центр электроприводов и электротранспорта. Собрали команду специалистов. Освоили разработку всех компонентов электромобиля: двигателя, зарядного устройства, накопителя... Создали испытательную лабораторию. А самое ценное - разработали оригинальные электронные настройки, математические программы, алгоритмы работы оборудования. Теперь нужно организовать серийное производство компонентов, и можно собирать любой электромобиль. Тем более что в стране для этого есть потенциал - автозаводы, производители микроэлектроники, научные организации. Свои разработки дешевле импортных. Да и союзный рынок открыт.
Готов и экспериментальный образец - прообраз серийного. Это роскошный семиместный минивэн, созданный в сотрудничестве с китайскими партнерами.
...Сажусь за руль, отпускаю ручник и нажимаю педаль газа - машина почти беззвучно трогается и вливается в городской поток. Педали сцепления нет - отличный вариант для такси, корпоративного транспорта.
Открываем капот. Из привычного узнаю только 12-вольтовый аккумулятор. Тяговый электродвигатель, зарядное устройство, не говоря про установленный под полом накопитель электрической энергии, - все иное.
- Сборку кузова планирует наладить одно из белорусских предприятий, - поясняет заместитель начальника НИЦ "Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин" Объединенного института машиностроения . - Практически все электрооборудование будут изготавливать тоже белорусские заводы. Аккумуляторную батарею соберем из китайских комплектующих. В итоге появится первый действительно белорусский электромобиль с высокой локализацией, что обеспечит приемлемую стоимость.
В институте создан экспериментальный образец панельно-каркасного автомобиля. Это как лего: на несущий каркас навешиваются различные пластиковые панели, что позволяет на одной базе создавать грузовые, пассажирские, грузопассажирские машины широкого применения. Небольшой городской пикап уже в процессе изготовления. Совместно с Минским автозаводом разрабатывается электрогрузовик, а для льдовыравнивающей машины Минского тракторного завода создана электрическая начинка.
На академическом заводе "Оптрон" готова целая гамма двухколесных машин на батарейках. Для начинающих - электросамокат, для дачников - трехколесный велосипед с багажным отсеком, для водителей постарше - мотобайк и электромотороллер.
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Виктор Расторгуев
Дословно
, председатель Президиума НАН Беларуси:
- При высоком качестве и низкой себестоимости электромобиль будет конкурентоспособен на рынке и за его пределами. Недавно межведомственная рабочая группа одобрила Концепцию развития электротранспорта в Беларуси на 2021-2025 годы и на период до 2030-го. Экспериментальный образец базового шасси и модельный ряд электромобилей станут основой мелкосерийного производства изделий современного технического уровня.
А как в России
Рынок новых электромобилей в 2019 году в России показал колоссальный рост - на 145 процентов! Но если перевести проценты в штуки, то рынок этот увеличился всего... на 144 авто. Всего же, по данным аналитического агентства "Автостат", рынок новых электромобилей в России по итогам 2019 года составил 353 машины. Примечательно, что в лидерах далеко не самый дешевый автомобиль - электрический кроссовер I-Pace. Его продажи стартовали в декабре 2018 года. В течение прошлого года он делил лидерство с Leaf. По результатам года обе модели были раскуплены в одинаковом количестве - по 131 автомобилю. На них приходится около 75 процентов рынка новых электрокаров.
По данным Госавтоинспекции, в России зарегистрировано 20 484 автомобиля с электродвигателями. Из них 19 232 - гибриды. То есть чистых электрокаров всего 1252 штуки.
Как видим, большим спросом электрокары не пользуются. И причин тому много. Главная - маленький пробег с полным зарядом и практически полное отсутствие инфраструктуры для быстрой зарядки таких машин. В Москве, например, есть четыре станции зарядки, две из которых на закрытых территориях. Есть зарядки на платных трассах в так называемых многофункциональных зонах. Но даже на трассе Москва - Санкт-Петербург таких зон сейчас всего три. со своим пробегом до Северной Пальмиры доедет с подзарядками. А Nissan Leaf не дотянет от одной зарядки до другой.
От Минска до Москвы и обратно не доедет ни один электромобиль. А значит использовать такую машину для дальних путешествий - невозможно. Она вполне годится, чтобы доехать от дома до магазина. Или до работы, если около работы ее можно подзарядить. Корреспондент "СОЮЗа" брал на длительный тест-драйв электромобиль и убедился в том, что для нормальной его эксплуатации нужно, чтобы машина заряжалась у дома и у работы.
Но для такой эксплуатации у этих автомобилей есть еще один существенный недостаток - их очень высокая стоимость. В несколько раз выше стоимости автомобиля с традиционными двигателями.
Отсутствие господдержки и инфраструктуры, а также высокая стоимость делают нерентабельным производство таких машин в России. В свое время запускал в производство El-LADA. Но позже отказались от этой идеи. Как пояснил корреспонденту "СОЮЗа" официальный представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский, выпускать такой автомобиль нет экономической целесообразности.
Как отметил партнер аналитического агентства "Автостат" , государственная поддержка сейчас отсутствует. Был период, когда на ввоз таких автомобилей обнуляли пошлины, но сейчас и этого нет. Есть только поддержка на уровне регионов. В Москве, например, владельцы таких автомобилей освобождены от уплаты транспортного налога, они могут бесплатно пользоваться платными парковками. И это тоже, по мнению Игоря Моржаретто, создает определенный перекос в наполнении рынка. Такие машины покупают только очень богатые люди в качестве третьего-четвертого автомобиля в гараже. Тот же самый Jaguar I-Pace стоит более 6 млн рублей. Сейчас начинаются продажи электрокара Taycan, ценник на который начинается от 8 млн, а самая дорогая модель стоит дороже 13 миллионов. Так в России уже заказали более 10 таких машин.
С другой стороны сейчас вырос спрос на подержанные Nissan Leaf с правым рулем. В Японии такие 7-летние автомобили сбрасывают за копейки. А в Москве на них удобно бесплатно парковаться.
Но пока нет господдержки и системы зарядных станций, у электромобилей нет перспектив в России, считает эксперт.