Opel вспоминает свои самые яркие электромобили
Opel ведет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области электродвигателей уже более пяти десятилетий. И столь глубокие исследования электрической мобильности, без сомнения, делают Бренд одним из пионеров данного направления. Давайте вернемся в 1968 год: уже тогда Бренд представил электромобиль Kadett B Stir-Lec I, принцип которой позже лег в основу серийной модели Opel Ampera. Экспериментальный электромобиль Stir-Lec при движении питался от 14 свинцово-кислотных батарей, при этом электричество для постоянной зарядки данных аккумуляторов вырабатывалось при помощи двигателя внутреннего сгорания типа «Stirling», установленного в задней части кузов. Всего три года спустя Георг фон Опель, внук основателя компании, побил шесть мировых рекордов среди электромобилей за рулем Opel Electro GT. Данный электрокар приводился в движение двумя спаренными электромоторами мощностью 88 кВт или 120 л.с., и мог достигать максимальной скорости 188 км/ч. Электроэнергия запасалась в 590-килограммовом никель-кадмиевом аккумуляторе. При движении с постоянной скоростью 100 км/ч данный электромобиль мог проехать 44 километра. Исследования Бренда в области электромобилей сделали огромный шаг вперед с программой Opel Impuls, которая действовала в 1990-97 годах. К примеру, тогда появилась модель Impuls I – это был электромобиль на базе Kadett, который приводился в движение электромоторами постоянного тока мощностью 16 кВт, а в качестве источника питания использовались никель-кадмиевые аккумуляторные батареи с жидким электролитом. Электромобиль имел дальность хода около 80 км и разгонялся до максимальной скорости 100 км/ч. За ним, спустя лишь год, последовала модель Impuls II, созданная уже на базе универсала Astra: 32 свинцово-кислотных аккумулятора использовались для питания пары трехфазных асинхронных двигателей суммарной мощностью приблизительно 45 кВт или 61 л.с. Наконец, в период с 1993 по 1997 год компания Opel провела свою первую крупномасштабную программу испытаний – с электромобилем Impuls III. Парк из десяти электромобилей Impuls III проходил испытания на немецком острове Рюген (Rügen), преодолев в общей сложности более 300 000 км пробега. Пять тестовых электромобилей были оснащены никель-кадмиевыми батареями и электромоторами мощностью 45 кВт или 61 л.с. Другие пять образцов использовали батареи типа «натрий-никель-хлорид», который отличались повышенной энерго-эффективностью, и были оснащены электромоторами мощностью 42 кВт или 57 л.с. Кстати, во всех десяти экспериментальных моделях использовались трехфазные асинхронные моторы. Кроме того, в 1992 году был представлен известный концепт-кар Opel Twin. В данном случае трехцилиндровый 0,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 25 кВт или 34 л.с. использовался при движении по шоссе. В тоже время, пара электромоторов (каждый мощностью 10 кВт или 14 л.с.), встроенные в ступицы колес, использовались для езды по городу или при поездках на короткие расстояния. Водитель Opel Twin занимал центральное переднее сиденья, а сзади был предусмотрен 3-местный диван. В 1995 году Бренд Opel объединил идею электромобиля и компактного коммерческого автомобиля. Так появился концепт-фургон Combo Plus: в нем были установлены высокоэффективные аккумуляторные батареи типа «натрией-никель-хлор», которые работали в сочетании с трехфазным асинхронным электродвигателем мощностью 45 кВт или 61 л.с. В 2000 году разработки Opel в направлении топливных элементов выехали из тестовых лабораторий на обычные и реальные улицы – в виде экспериментального автомобиля Zafira HydroGen1. Его водородные топливные элементы вырабатывали электроэнергию для питания трехфазного асинхронного электродвигателя мощностью 55 кВт или 75 л.с., который развивал крутящий момент 251 Нм. Буферная промежуточная аккумуляторная батарея перекрывала возможные пики мощности питания. В 2001 году для клиентов-партнеров был предложен тестовый парк уже из 20 моделей HydroGen3. Мощность данных водородных автомобилей была увеличена до 60 кВт или 82 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость 160 км/ч. Во время пробега «2004 Fuel Cell Marathon» два водородных автомобиля HydroGen3 преодолели почти 10 000 км по всей Европе. За рулем HydroGen3 выступал даже Хайнц-Харальд Френтцен (Heinz-Harald Frentzen) – призер различных Гран-при и пилот Opel DTM – который выиграл ралли Монте-Карло 2005 года для автомобилей с альтернативными силовыми агрегатами. Четвертое поколение водородных автомобилей на топливных элементах – HydroGen4 – также отличалось полным отсутствием выхлопных газов, вместо них вырабатывался лишь водяной пар. Полную экологическую безопасность обеспечивал блок топливных элементов, состоящий из 440 последовательно соединенных ячеек, в которых водород вступал в реакцию с кислородом из воздуха. В данном случае отсутствует сгорание топлива, а присутствует лишь электрохимическая реакция, в ходе которой генерируется электроэнергия. Таким образом, данная технология обеспечивала постоянную мощность 73 кВт или 100 л.с. и пиковую мощность на уровне 94 кВт или 128 л.с. Начиная с 2008 года, парк водородных автомобилей HydroGen4 демонстрировал свою пригодность для ежедневного использования – изначально на улицах Берлина, затем также в землях Гамбурга, Вестафалии, Гессе, пр.