Ещё

«Копейка» разменяла полтинник 

«Копейка» разменяла полтинник
Фото: Парламентская газета
Почему не любит «Жигули», каким был первый автомобиль у , чем поразила «копейка» и какого мультипликационного героя собирается озвучить ? Накануне исторического юбилея мы выясняли, что связывает наших законодателей с отечественным автопромом.
Владимир Жириновский, лидер фракции : Хватило только на «Запорожец»
Бессменный лидер ЛДПР задолго до своей политической карьеры, окончив в 1970 году Институт восточных языков при , некоторое время работал в Турции переводчиком. В то время советским гражданам, работавшим за границей, зарплату платили чеками . Это была своеобразная «параллельная валюта», основной целью которой было стремление Советского государства экономить на валютных расходах по зарплате своих граждан.
«После работы в Турции у меня накопились чеки, вот на них и купил первую машину «Запорожец», только на него хватило денег, — вспоминает Владимир Вольфович. — Еще бы поработал — уже на «Жигули» хватило бы, а если бы целый год проработал, то мог бы «Волгу» купить. Но все это я только в Москве в бухгалтерии узнал. Я и купил. Даже еще осталось чего-то, я маме подарок купил — такой красивый халат бельгийский».
Обычно машину надо было ждать в очереди лет пять, но если за чеки Внешторга, то есть фактически валюту, то получалось гораздо быстрее. Вот в декабре 1970 года Жириновский подал заявку и только в апреле следующего ему прислали открыточку «Получите ваш „Запорожец“.
»До сих пор помню запах коленкора, обивки из дерматина, краски — это запах новой машины. Как я радовался! Еду по улице и чувствую: моя машина, неужели я еду на своей машине? Так нас измордовала советская власть, что почти ничего своего не было. А тут целый автомобиль. И после этого уже автобус не воспринимаешь», — рассказывает лидер ЛДПР.
В 1973 году этот «Запорожец» сыграл еще одну важную роль в жизни политика. Деньги, вырученные с его продажи, пошли на первый взнос за квартиру в кооперативе.
«И потом 15 лет платили мы за нее еще. Но тоже ощущения были фантастические: новый паркет, обои, кухня. Пусть далеко от центра, за кольцевой дорогой, на первом этаже, но моя собственная», — вспоминает Владимир Жириновский.
Сергей Миронов, лидер фракции : Мультяшный автомобиль заговорит голосом политика
Своих «Жигулей» у руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова никогда не было. Да и не нужны они были человеку, который почти все время находился в геолого-разведочных экспедициях, а в 80-е постоянно жил и работал в Монголии. Там предпочтительнее другие средства передвижения, шутит политик.
«Но помню, как радовался за своих знакомых и друзей, которые после долгого ожидания в очереди становились владельцами новых «копеек», — рассказывает Сергей Миронов. — Это было огромное событие в жизни советской семьи. Машины берегли, буквально лелеяли, многие украшали, чтобы хоть чем-то отличаться в потоке близнецов, ведь такого, как сейчас, разнообразия марок и моделей тогда не было».
Как отмечает законодатель, появление «копейки» стало началом эпохи по-настоящему массовой автомобилизации нашей страны. Изменился облик городов. Изменился сам образ жизни миллионов людей. Изменились человеческие отношения. Родственники и друзья стали гораздо ближе. Ведь без машины и сотня километров могла годами быть препятствием общению близких людей.
«В 1966 году было принято очень дальновидное решение об альянсе с «». Страна получила лучший в то время массовый автомобиль — практичный, удобный, современный по техническому оснащению и дизайну», — пояснил Сергей Миронов.
Не случайно «копейка» и ее прямые потомки рекордно долгое время не сходили с конвейеров. И хоть время этой машины прошло, но она навсегда останется в доброй памяти нашего народа, в нашей культуре, убежден политик.
«Например, сейчас я помогаю талантливой команде российских мультипликаторов в продвижении и создании нового анимационного проекта, который так и называется: «Копейка». Его презентация состоялась недавно в автомобильном музее «Моторы Октября», — рассказывает он.
Героями полнометражного мультфильма станут отечественные автомобили, а главным персонажем — знаменитый ВАЗ-2101. Автомобили в этом фильме будут говорить голосами известных российских политиков, которых выберет специальное жюри.
«Я сам с удовольствием поучаствую в озвучении, — пообещал парламентарий. — Потому что, прочитав сценарий, увидел: такой фильм может завоевать сердца и детей, и взрослых. Там столько придумок, юмора и доброты! На примере машин говорится о дружбе, в том числе международной дружбе, что сегодня очень важно».
Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды: Чемпионский разворот
Многократный чемпион мира по боксу, выступавший в тяжелой и супертяжелой весовой категории, а ныне политик Николай Валуев не жалует легковые автомобили. «В моей жизни все было мимо „Жигулей“, так как я туда просто не помещаюсь», — рассказывает всемирно известный боксер, который за свой рост 213 см получил прозвище Русский Гигант.
Тем не менее однажды Николаю пришлось сесть за руль автомобиля «ВАЗ-2103», который принадлежал его другу. Сейчас парламентарий с улыбкой вспоминает ту полуторачасовую поездку на детище отечественного автопрома.
«Практически весь путь я ехал лежа, — говорит Николай Валуев. — Когда добрался до места, у меня затекло все тело». Но на этом испытания не закончились: во дворе дома понадобилось развернуться, а Валуев не знал, как включить заднюю передачу. «Перед переключением рычаг надо было слегка утопить, а я этого не знал, — вспоминает депутат. — Боясь сломать коробку передач, я поставил рычаг в нейтральное положение, вышел из машины и развернул ее руками».
Понаблюдать за этим увлекательным цирковым представлением тут же собралась многочисленная публика. «Несмотря на зиму, все соседи открыли окна и громко подбад-ривали меня», — шутит Валуев.
Позже Русский Гигант подобрал автомобиль, который бы подходил ему по габаритам. Это был «» в 126-м кузове, его еще называли «крокодил». Начинающий, но тогда уже известный боксер купил иномарку в середине 90-х не за очень большие деньги. «Салон был большой, вместительный, я в него свободно влезал», — объясняет свой выбор Николай Валуев.
Он по-прежнему ездит только на больших машинах, отдавая преимущество джипам, как наиболее приспособленным для перевозки такого политического тяжеловеса.
Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке: Вершина технического прогресса №6 По словам депутата, появление в 70-х годах прошлого века на дорогах страны «Жигулей» первой модели стало очень ярким событием в жизни государства. «После „Москвича“ 412-й модели мы увидели качественно новый автомобиль, который не гремел на скорости 120 километров в час, а двигался практически бесшумно, — вспоминает законодатель. — Теперь „копейка“ выглядит достаточно архаично и убого, а тогда это было настоящим прорывом».
Кстати, первым автомобилем политика и экс-главного санитарного врача России тоже были «Жигули», только уже шестой модели. Это был конец 80-х. «Я тогда работал в  СССР, и мне, как отцу трех детей, дали талон на машину, — рассказывает Геннадий Онищенко. — Купить собственный автомобиль в то время было непросто, даже если на него хватало средств. В стране был дефицит».
На дорогую покупку пришлось занимать деньги у друзей. Машина стоила пять тысяч рублей, а зарплата главврача, кем тогда работал Геннадий Онищенко, составляла 460 рублей. Однако о потраченных суммах политик не сожалеет. «Шестая модель была вершиной технического прогресса, — убежден он. — И до сих пор, на мой взгляд, „шестерка“ остается комфортным автомобилем».
Однако история с личным автотранспортом у Геннадия Онищенко была недолгой. Одновременно с комфортом появилась и забота по сохранению автомобиля. «Во дворе его не оставишь — колпаки с колес могли снять, — вспоминает депутат. — Пришлось арендовать место в подземном гараже. Постепенно я охладел к самостоятельному вождению, кроме того, мне надоело платить за парковку, поэтому через примерно два года автомобиль был продан. Сейчас у меня нет личного авто».
, председатель : Как дипломат стал автомехаником
«Первым автомобилем в моей жизни была «копейка», — вспоминает глава международного комитета . — Машина была куплена отцом в олимпийский 1980 год, когда я учился на первом курсе института, поэтому сначала я на ней передвигался только в качестве пассажира».
Но уже на втором курсе Константин Косачев получил водительские права, а отец — сотрудник  — в это время как раз уехал в длительную загранкомандировку. «Я до сих пор помню тот восторг, который я испытывал каждый раз, садясь за руль, — рассказывает сенатор Косачев. — Со временем он у любого водителя проходит, вождение автомобиля становится чем-то рутинным, адреналин уже не выделяется в таких количествах, как в первые дни самостоятельного вождения машины. Может быть, поэтому я уже во взрослом возрасте сел на мотоцикл».
По словам законодателя, на мотоцикле состояние восторга и бешеного адреналина не проходит, сколько бы ты километров ни проехал.
«Копейка», сколько я помню, вела себя прилично, — отмечает сенатор. — Понятно, что она нуждалась во внимании, уходе, ремонте, но устройство ее было достаточно простым. Я именно на ней разобрался в том, что представляет собой двигатель внутреннего сгорания, коробка передач, тормозная система, карданный вал. Все это до последней гайки мне было известно».
В те времена попасть в автосервис было чрезвычайно трудно, поэтому автолюбителям, будь то дипломат или инженер, часто приходилось ремонтировать и обслуживать машины своими руками. «Это машина, которая научила меня как вождению, так и мастерству автомеханика, и я искренне ей за это благодарен, — подчеркивает Константин Косачев. — Я даже жалею современную молодежь, которая и не подозревает, что находится внутри их автомобиля. Их просто жизнь не заставляет изучать устройство».
, председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ: Объехал на «копейке» пол-Европы
Самые лучшие воспоминания о своей первой машине сохранил и сенатор Алексей Пушков. Он приобрел ее в 1980 году после года работы в составе советской делегации по разоружению в штаб-квартире . «В Женеве я сумел заработать сумму, необходимую для приобретения машины, — вспоминает политик. — По стечению обстоятельств это была именно первая модель „Жигулей“.
»Копейка» салатового цвета казалась ему верхом совершенства, это чувство разделяли и домочадцы. Едва дождавшись отпуска, вся семья из Москвы отправилась на машине в Прибалтику, отдохнуть в Юрмале. «При этом я абсолютно ничего не понимал в устройстве, но машина меня не подвела», — рассказывает сенатор.
Более того, на одной из объездных дорог «копейка» налетела на кучу щебня, но продолжила движение. Как потом выяснилось, в результате «аварии» были повреждены рулевые тяги, но неопытный водитель даже не заметил никаких изменений в поведении машины. «Родственник из Риги, осмотрев автомобиль, был поражен: с такими повреждениями мы не должны были никуда доехать. Но машина оказалась очень крепкой, только поскрипывала на поворотах», — поделился рассказом о своем небольшом приключении Алексей Пушков.
Машина оказалась такой крепкой, что выдержала не только дорогу домой, но и новое длительное путешествие. «В 1983 году я на этой машине пересек пол-Европы, — вспоминает сенатор. — Я тогда получил назначение в Прагу и к новому месту работы из Москвы поехал на своей „копейке“. Преодолев 2400 километров, она ни разу не подвела».
«У меня первая модель «Жигулей» ассоциируется с чувством свободы, — отмечает Алексей Пушков. — Ты можешь поехать куда хочешь и сколько хочешь. По надежности и комфорту у меня к «копейке» никогда не было нареканий». Машина еще долгое время верно служила дипломату в Праге. А в 1989 году Алексей Пушков заменил ее уже на «Жигули» шестой модели.
, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи: Ностальгия по «четверке»
Первой машиной главы думского Комитета по информполитике были «Жигули» четвертой модели бежевого цвета. Просторный салон, вместительный багажник, — казалось, эта машина состоит из одних достоинств. «Я купил ее в конце 90-х уже подержанной и, как выяснилось позже, видимо, пережившей ДТП, — вспоминает депутат. — Потому что одной из особенностей машины была проблема с крыльчаткой вентилятора, который обдувает радиатор».
Известный журналист и будущий политик был вынужден постоянно возить с собой запасную крыльчатку и регулярно ее менять, когда вода в радиаторе начинала закипать. Через полгода после покупки, по воспоминаниям Хинштейна, он мог проделывать эту процедуру с закрытыми глазами.
На этом неприятные сюрпризы, скрытые в этом автомобиле, не закончились. Однажды у «четверки» сломался замок на водительской двери, и владельцу приходилось залезать за руль через переднюю дверь со стороны пассажира. Со временем сломалась и она, и лезть приходилось уже через задние двери. «На дальние расстояния на этой машине я не ездил. Учитывая постоянную замену крыльчаток и креплений радиатора, был большой риск не доехать», — пояснил парламентарий.
Разбираться с предыдущим владельцем Александр Хинштейн считал делом бессмысленным и бесперспективным, так как машину покупал у приятеля отца. «Так я получил один из главных жизненных уроков: не стоит что-либо покупать у знакомых и приятелей, чтобы потом не потерять к ним расположение и доверие», — рассказал депутат.
Несмотря на это, Хинштейн все равно вспоминает о машине с ностальгией, поскольку она была у него первой. Кстати, жигулевский универсал ВАЗ-2104 по сей день остается самым популярным отечественным малолитражным грузопассажирским автомобилем. У россиян он пользуется устойчивой репутацией семейно-дачной машины.
, заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды: Моя сиреневая «девятка»
У четвертой в истории нашей страны покорительницы космоса, Героя России Елены Серовой первой машиной были сиреневые «Жигули» девятой модели.
В 90-е годы «девятка» была пределом мечтаний для многих российских автолюбителей, даже хит популярной на то время группы «Комбинация» был посвящен этой машине. Несмотря на смену политического курса и переход на рыночную экономику, автомобиль тогда еще считался роскошью. А самой престижной и дефицитной моделью «Жигулей» был ВАЗ-2109 «Спутник», или в простонаречии «девятка».
Отец Елены купил «девятку» в начале 2000-х годов. По тем временам этой машиной уже никого было не удивить — в стране массово появлялись иностранные авто на любой вкус и кошелек. В заботливые женские руки сиреневая «девятка» перешла в 2004 году: родители приобрели себе новый автомобиль, а первенца передали дочери.
«Машина была уже изрядно потрепанная, могла вдруг не завестись, случались сбои в работе агрегатов, — вспоминает Елена Серова. — Мне пришлось ее практически всю перебрать». До зачисления в отряд космонавтов в 2006 году она работала инженером в  и в , поэтому разобраться с капризами техники не составило труда.
«Я ее сама отремонтировала, привела в божеский вид, после чего эта машина служила мне верой и правдой», — рассказала она. Через три года «девятку» пришлось продать. По словам Елены Серовой, расставание было грустным: «Я очень люблю технику и всегда прикипаю к ней всем сердцем».
Видео дня. В России снизились продажи автомобилей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео