Эксперименты с газотурбинными моторами: насколько успешными они были?
За небольшой период в истории, длительностью 25 лет, было выпущено порядка 20 удивительных автомобилей необыкновенного внешнего вида, которые в 1970-х годах полностью перестали производиться. Отличие от легковых автомобилей состояло в том, что на них, вместо одновальных агрегатов, осуществлялся монтаж двухвальных газотурбинных моторов, отличающихся высокой степенью экономичности. На первичный вал выполнялась установка компрессора и приводной турбины, а на вторичном была размещена тяговая турбина с наличием отбора мощности на редуктор шестеренчатого типа для привода колес. Вращалась она при помощи отработанных газов, поступавших из камеры сгорания, одновременно с подогревом воздуха в компрессоре. Рекордные газотурбинные моторы. Первопроходцем в создании газотурбинной установки стал инженер из Москвы Илья Тихомиров. Под его руководством был создан первый автомобиль-рекордсмен советского производства «Пионер-2». В качестве силовых установок на нем были установлены сразу два газотурбинных мотора, мощность которых составляла 68 л.с. В 1963 году на нем был установлен абсолютный скоростной рекорд Советского Союза - 311,4 км/ч. Позже на дистанции, длиной один километр, его модернизированная версия «Пионер 2М» при старте с места продемонстрировал скорость в 140 км/ч. В середине 60-х годов на базе автодорожного института в Харькове, под руководством Владимира Никитина, выполнена постройка второй машины-рекордсмена, под названием ХАДИ-7. Ее особенностями стали кузов из алюминия и газотурбинный двигатель, мощностью 400 л.с., взятый от вертолета МИ-2. В реальности она смогла побить только несколько небольших рекордов и достичь предельной скорости на финише, равной 360 км/ч. Первым зарубежным автомобилем, установившим рекорд, стал Renault l'Étoile Filante, сделанный в виде обтекаемого болида. В качестве силовой установки на нем использовался двигатель Turboméca, мощностью 270 л.с. Основание его было сделано из сплава хрома и молибдена, а низкий кузов - из стеклопластика. Кроме того, колеса имели независимую подвеску. Осенью 1956 года автомобиль смог установить новый рекорд скорости для своего класса - 308,9 км/ч. Несмотря на это, дальнейшее развитие данного проекта было прекращено. Грузовые автомобили. Большая часть построенных газотурбинных грузовиков по времени приходится на 60-е годы. В это время были выпущены несколько единичных версий тягачей седельного типа. Их колесная формула составляла 6х4, а отличительными внешними данными стали трубы для выхлопа и забора воздуха, которые привлекали зрителей не только своими возможностями, но и служили интерьерной приманкой. Спустя некоторое время после окончания войны, компания Kenworth, представляющая собой одного из ведущих в США производителей грузовых автомобилей, создала предприятие, партнером для которого выступила авиакомпания «Боинг». Целью его создания стала разработка и выпуск газотурбинных грузовых машин, которые использовались бы на американских высокоскоростных дорогах. О том, что эта задача, вначале считавшаяся секретной, успешно реализована, стало известно в 50-х годах, с выходом двух капотных машин с наличием спальных отсеков, предназначенных для буксировки двухосных вагонов -полуприцепов. Первым из них стал тягач Kenworth-524, в качестве силовой установки для которого использовался мотор Cummins мощностью 180 л.с. Отличием второй машины стала установка газовой турбины Boeing, мощность которой составила 175 л.с., а также две трубы большой ширины для забора воздуха и выброса отработанных газов. Итог. Основным недостатком данных автомобилей, выявленных в ходе испытаний, стал чрезмерно высокий уровень шума, производимый дизельными двигателями, и слишком высокий расход топлива. Многие из созданных опытных вариантов так и остались пробными, и никогда не выполняли своей основной функции.