Войти в почту

Как изменятся предпочтения российских автомобилистов после пандемии

Мало кто сомневается, что вирус уйдет, а кризис останется: остановка производств, дешевая нефть и дорогой доллар, пауза во многих областях, закрытие границ – весь этот компот мы будем расхлебывать еще долго. Я очень надеюсь, что открытия автосалонов ждут не только их хозяева и работники, но и клиенты. По крайней мере, во время самоизоляции число запросов и просмотров новых машин на специализированных сайтах возросло в несколько раз, и это не только праздное любопытство. Продаж будет немного, конечно, хорошо бы выйти на уровень 60% от прошлого года, но они будут. Давайте представим, что вы один из клиентов автосалона: нужна новая машина. Какой она будет? Ниже – 7 ответов на этот вопрос. Первая или семейная На программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» по результатам апрельского совещания у президента (не всегда автопром удостаивается такой чести) выделено дополнительно 7 млрд рублей. Вкратце это 10-процентная скидка при покупке машины в кредит, которая пойдет в качестве первоначального взноса. Условий два: первое вытекает из названия, машина должна быть вашей первой или семейной. Второе – цена не должна превышать 1 млн рублей. Возможно ли проведение автосалонов во время пандемии Обсуждаются следующие поправки: семья – не обязательно двое детей и более, как было ранее, можно воспользоваться программой и при одном ребенке. И цена автомобиля, возможно, будет увеличена до 1,5 млн, чтобы список возможных моделей не заканчивался там же, где начинается сейчас: на седанах класса В+, разбавленных двумя-тремя внедорожниками. Пользуйтесь, кто подходит под условия, ведь в последние годы бюджет под эти программы выделялся все меньший, и заканчивался он очень быстро. А тут, считайте, еще на 70 тысяч машин предлагают льготы. Да, это самые доступные марки и модели. Ни «Мерседес», ни «Лексус» по программе господдержки не купишь. Но ведь это логично, в нынешних условиях не до жиру. Мне кажется, многим вообще пора пересмотреть подход к выбору автомобиля, который именно в России получил распространение. Для себя я обозначаю его как «живу в хрущевке, езжу на «Ауди». Это отчасти следствие легких кредитов – с точки зрения получить, а не выплатить. И непомерной стоимости жилья. Но тем не менее противоречие здесь чувствуется: все возможные деньги кто-то вкладывал в автомобиль. Не делайте из него культа! Есть же, в конце концов, семья: образование детей, жилье, иные инвестиции. Сейчас самое время включить режим разумных, ограниченных трат. Не надо воротить нос от «Лады» и «Хёндэ» после предыдущих машин бизнес-класса. Уверяю вас, транспортную функцию они выполняют не хуже. Только не подумайте, что я агитирую отказаться от дорогих машин. Ради бога, если можете себе позволить, так вперед, поддержите своей покупкой производителей престижных марок. Но если вы рассчитываете на кредит, доходы ваши не увеличиваются и именно сейчас нужна машина – не шикуйте, ваш будущий «Лендкрузер» никуда не денется, а пока добро пожаловать за руль «Рио» или «Поло». 10% скидки вам в помощь! Максимально доступная Из кризисов людей всегда «вывозили» недорогие, простые и надежные автомобили – так, в 50-е годы прошлого века в Европе правили бал «жуки», «де-шво» и «мини». 15 лет назад мы с восторгом встретили «Логан»; а в последние год-два на замедляющемся рынке вернулись к «Гранте» от «Весты» и «Киа-Рио». Как статистика продаж автомобилей отражает экономическую политику России Полагаю, что в лидерах продаж 2020 года тоже будут машины из числа самых доступных. Это «Лада-Гранта», это недооцененный рынком «Датсун»; не удивлюсь, если и «Логан» поднимется со своего 10-го места ближе к верхним строчкам статистики продаж. Конечно, российские «Хёндэ» и «Киа», «Фольксваген» и «Шкода» тоже останутся в рейтинге продаж, особенно в дешевых комплектациях. Но общее правило, думаю, будет таким: чем дешевле машин, тем выше ее продажи. Многие компании заморозили цены на период вирусных ограничений. К этому шагу надо относиться без лишних восторгов: все равно автосалоны по всей России за небольшим исключением не работают. И, конечно, автомобили будут дорожать, но самые доступные останутся таковыми. Сейчас от 460 тысяч рублей стоит «Гранта», от 510 тысяч – «Датсун», от 600 тысяч – «Логан», и это еще без учета всяких льгот и скидок на машины прошлого года выпуска. Возможно, пора вернуться для ясности к ценам в долларах? От 6000 в условных единицах – такова цена автомобиля в России. И это именно автомобиль на четырех колесах, с хорошим салоном, с приличным мотором и с неким набором средств безопасности. Мало где в мире есть подобное предложение. Хорошо, что оно сохраняется у нас – для многих это та самая антикризисная машина, единственная, которую можно себе позволить. Самые дешевые машины оживят продажи, но это не означает, что все остальные навеки останутся в салонах. Думаю, все покупатели за исключением самых богатых сделают шаг вниз по ценовой шкале. Благо модельные ряды позволяют подобрать что-нибудь поменьше и подешевле, чем мечталось ранее. Те, кто хотел «Шкоду-Октавия», купят «Рапид». Вместо «Киа-Спортиджа» возьмут «Селтос». Отложат приобретение «Мурано» в пользу «Кашкая». Мода на маленькие машины, к которым давно привыкли в Европе, видимо, скоро начнется и у нас MARKA / Vostock Photo Кредитная Возможно, нынешние условия кажутся многим совсем неподходящими, чтобы влезать в долги. Страшно брать кредит, когда не очень понятно, из каких доходов его выплачивать. С другой стороны, не надо быть экономистом, чтобы предсказать рост цен и инфляцию, которые коснутся всех стран мира. Надеюсь, ценники не будут переписывать ежедневно, как 20 с лишним лет назад.… Но деньги сами по себе подешевеют. На память приходит пример из 90-х годов. Мы тогда жили в кооперативном доме, который очень быстро и на несколько лет раньше срока погасил все кредитные обязательства перед банком, расплатившись старыми деньгами, которых вдруг стало очень много. Конечно, тогда же пострадали и частные вклады, которые никто не подумал справедливо индексировать. Но для должника, в отличие от кредитора, инфляция, при которой растут не только цены, но и зарплаты, может быть благоприятным обстоятельством. С другой стороны, Центробанк снизил и, похоже, будет дальше снижать ключевую ставку, и кредиты, в том числе автомобильные, станут дешевле. Так что имеет смысл все рассчитать, при возможности воспользоваться льготой, о которой мы говорили выше, и купить машину в кредит. Только вы не должны выплачивать за нее последние деньги! Тем более если необходимы срочные вложения в иные статьи. «Ауди» и «хрущевка» – пример грубоватый, но все-таки разумный. ©Shutterstock / Fotodom С хорошей остаточной стоимостью Выгодная цена должна быть не только при покупке, но и при продаже автомобиля. Некоторое время назад я считал, что думать о продаже автомобиля, пока ты его даже не купил, – чрезмерная расчетливость вроде пульта от телевизора в вечном полиэтиленовом пакетике. Но времена меняются, и, если уж сейчас приобретать машину, не грех узнать ее будущую цену на вторичном рынке. Согласно исследованию агентства «Автостат», в котором проанализированы данные за 2016–2019 годы, абсолютным чемпионом здесь является «Хёндэ-Крета», которая через три года сохраняет 87,6% стоимости. Лидеры в легковом сегменте выглядят так: «Рено-Сандеро» – 85%, «Хёндэ-Элантра» – 82%; «Тойота-РАВ4», «Киа-Оптима», «Фольксваген-Поло», «Рено-Дастер», «Лада 4х4», «Мазда СХ-5» показали от 80% до 81,9%. При большем сроке владения картина будет несколько меняться, но в целом понятно, какие машины в минимальной степени теряют в цене по мере старения. Замечание по ходу: не только японцы умеют делать вечные ценности. В премиальном сегменте очень хорошо выступают «лексусы», сохраняя через три года от 70% до 80% стоимости. Поблизости вся немецкая тройка, которую логично возглавляет «Мерседес» с результатом 65%–70% в зависимости от модели. Кстати, обратите внимание, что за первые три года дорогие машины теряют в цене больше массовых. С течением времени ситуация может измениться, но на начальном этапе жизни статистика говорит о том, что на три года выгоднее брать машину из доступных сегментов… Остаточная стоимость косвенно говорит и о надежности автомобиля. А это как раз то качество, которое в нынешних обстоятельствах, в режиме экономии становится особенно ценным. Кому охота тратить время, а главное, деньги на ремонт? В перечне наиболее надежных машин, который ежегодно составляет авторитетное американское агентство J.D. Power, вы найдете на верхних позициях марки, упомянутые выше. «Генезис» (суббренд «Хёндэ»), «Тойота», «Лексус»… Упрощенно: остаточная стоимость получается высокой у машин, которые не ломаются. Ну почти. После кризиса заметно убавится количество тех, кто считает автомобиль – очень дорогой или антикварный – способом вложения денег Lexus Division Практичные-экономичные Предыдущие кризисы и экономические неурядицы лишили российский рынок красивых, но таких непрактичных кабриолетов, родстеров, спорткаров. А заодно с ними канули машинки класса А, минивэны и прочая чудь. У них преданная, но такая маленькая аудитория, что компаниям просто невыгодно ввозить, сертифицировать, обслуживать здесь эти диковины. Очень скоро автомобиль будет без бензина, без водителя и без хозяина Скорее всего, и сейчас нас покинут некоторые модели. И хорошо, если не марки! А останутся наиболее практичные, на которых и в пир, и в мир, и в добрые люди. В первую очередь это кроссоверы… чуть не написал: всех мастей, но не будем торопиться. Если до недавнего времени все производители выискивали хоть какой-то зазор в модельных рядах и тут же встраивали в него кроссовер, то теперь не до излишеств. Даже могущественный «Фольксваген» объявил, что не будет безудержно размножать свои внедорожники, скорректировав планы в пользу нескольких бестселлеров. Экономно, разумно, правильно. Так что мы поедем из кризиса на относительно известных моделях. Не до новинок. С ними, кстати, мы вообще распрощаемся надолго: концерны, избавляясь от издержек, в первую очередь закрывают проекты, нацеленные на 5–7 лет вперед. Так что дети нынешнего кризиса – это в основном модификации нынешних моделей, а не построенные с нуля совершенно новые машины. Выбор в кризис и сразу после – практичные универсалы, кроссоверы, седаны. Передне- и реже полноприводные. С ценой до 2 млн. Появившиеся 2-3 года назад. Пригодные, чтобы ездить и на дачу, и на раут. И по возможности экономичные! Вы же не думаете, что при дешевой нефти и бензин упадет в цене? На этом фоне возможен наконец рост интереса к экономичным дизельным двигателям, которые у нас сегодня более-менее представлены только в дорогом сегменте (БМВ, «Тойота» и «Мерседес» обладают самой большой дизельной долей среди всех продаж). Тут очень кстати будет упомянуть, что, выбирая автомобиль разумно, экономно, надо смотреть не только на его цену при покупке и последующей продаже, не только на экономичность, но и на затраты при эксплуатации помимо топлива. Все эти страховки, регулярное обслуживание, даже мойки. А вот что касается затрат на ТО, помимо стоимости нормо-часа, как правило, пропорциональной цене автомобиля, учтите еще частоту обслуживания. Межсервисный интервал в 15 тысяч всегда лучше, чем 10 тысяч. А еще круче, если ТО предписано раз в 20 тысяч километров. Маленькими интервалами (принятыми якобы в заботе о российском клиенте с его сложными условиями) грешат некоторые китайские и японские марки. Читайте сервисные книжки! А может, подержанный? Вполне возможно, что именно на вторичном рынке вы найдете нужную модель, именно такую, о какой мечтали. Но только не пытайтесь купить на грош пятаков. Например, если новый «Тигуан» стоит 2–2,5 млн рублей, то покупать подержанный за 400–500 тысяч – плохая идея, если только вы не профессиональный автомеханик. Я советую руководствоваться правилом половины цены. И не искать машины дешевле, они все потребуют очень серьезных вложений. И не надо сравнений первичного и вторичного рынка. У каждого свои достоинства и недостатки. Новые машины дороже, подержанные зачастую – кот в мешке. Зато можно найти тип и марку, давно покинувшую официальные дилерские площадки. Например, какой-нибудь «Мицубиси-Спейсгир» или «Ниссан-Патруль». Сейчас как никогда прежде становятся важными цивилизованные правила покупки секонд-хенда. Не у случайного продавца, а в крупном салоне. Не «по доверенности», а с официальным оформлением и гарантией, которую предоставляют крупные игроки. Это несколько увеличивает цену, но в данном случае полностью оправданно. ©Shutterstock / Fotodom Невечные ценности В завершение хочу предостеречь от покупки не по необходимости, а ради вложения денег. Помню, как мы в 2005-м извлекали из гаража дальнего знакомого вазовскую «семерку», купленную когда-то в расчете выгодной перепродажи. Машина застоялась на 10 лет и, явившись на свет божий, нуждалась, кажется, во всех видах ремонта сразу. К тому же ставили «семерку» на прикол в начале 90-х, когда она была престижной моделью. А теперь на фоне уже наводнявших страну «фокусов», «логанов», «нексий» она была не ценным раритетом, а ржавой рухлядью. Вкладывать деньги, так в «Роллс-Ройс», причем в очень неновый. А еще лучше – в редкие «Испано-Сюизу», «Изотту-Фраскини» или «Лорен-Дитрих», мечту Адама Козлевича. Только такое вложение само по себе потребует уйму средств и усилий. Для начала надо найти редкий автомобиль, выкупить, привести в порядок… В общем, совершенно отдельная работа, очень далекая от первоначальной идеи «дешево купить и ждать, когда подорожает». Я уж не говорю о том, что, в отличие от драгоценностей, с возрастом автомобиль еще и портится, и вновь требует трат… Экономия, но без жадности; практичность, но без фанатизма; деловитость, но не без симпатии. Выбирая и покупая автомобиль в нынешнее время, не забудьте, что он вам обязательно должен нравиться. А в остальном просто совершайте сделку, как человек разумный.

Как изменятся предпочтения российских автомобилистов после пандемии
© Профиль