Мы будем донашивать авто, как старые ботинки
Число продаж подержанных машин в мае выросло на 235 процентов по сравнению с апрелем. Что ждет авторынок столицы предстоящим летом, «ВМ» узнала у экспертов. На сервисах по продаже подержанных авто — ажиотаж. По данным портала «Авто.ру», рост числа объявлений наблюдался после майских праздников и составил 12 процентов категории «новые авто» и 22 процента — во вторичном сегменте. На другом сайте бесплатных объявлений в мае просмотр в категории по продаже авто вырос на 42 процента. А сервис по продаже автомобилей с пробегом MaxPoster зафиксировал рост в сравнении с апрелем на 83 процента в целом по стране. И на 235 процентов — в столице. Что происходит? — Начнем с того, что ближе к лету автомобильный рынок всегда оживает, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Это легко объяснить: люди меняют или покупают новые машины, чтобы ездить на дачу или чтобы отправиться в отпуск. Плюс летом многие выезжают на пикники и вообще больше путешествуют — теплая погода способствует. Вторая, по мнению эксперта, причина, как ни странно, связана с гигиеной. — Многие боятся пользоваться общественным транспортом. Да, там соблюдается масочно-перчаточный режим и салоны постоянно дезинфицируют. Но, согласитесь, шанс заразиться все же есть. А в личном автомобиле он сведен к нулю — даже если вы ездите с семьей, друзьями, в чьем здоровье уверены, — пояснил Кудрявцев. — Сегодня автомобиль, как ни странно, это еще и средство защиты от инфекции: он исключает нежелательные контакты. Что же касается покупки подержанных машин, то здесь все на поверхности. — Новый автомобиль для многих теперь либо не по карману, потому что доходы большинства объективно снизились, либо на него просто не хотят тратиться — в связи с экономической нестабильностью. Очевидно, что продажи новых авто в ближайший год будут снижаться. Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России, не видит в этом ничего страшного. — С точки зрения здравого смысла лучше купить машину с пробегом, которой от года до трех лет. По своим потребительским свойствам она мало отличается от новой, а стоит, как правило, на 30 и более процентов дешевле, — пояснил эксперт. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев уверен, что упадут продажи и подержанных авто. — Очевидно, что большому числу людей сейчас просто не до покупки таких дорогих товаров, как автомобиль. По моим ожиданиям, рынок подержанных автомобилей сократится в 2020 году не менее чем на треть, — считает Бургазлиев. — Многие продолжат ездить на старых машинах. По мнению экспертов, в столице сохранится тренд на старение автопарка. Если в 2014 году средний возраст машин в Москве составлял шесть лет, то сейчас — уже десять. — Чем старше машина, тем грязнее от нее выхлоп, и топливо «Евро 5» тут не поможет, — пояснил директор в Москве составлял шесть лет, то сейчас — уже десять. — Чем старше машина, тем грязнее от нее выхлоп, и топливо «Евро 5» тут не поможет, — пояснил директор энергетической программы российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров. — Дело в том, что у старого автомобиля, как правило, уже изношена система дожигания топлива. Оно не сгорает полностью, и машина «чадит». А хорошая новость, как считает эксперт, в том, что падение доходов заставит многих москвичей в принципе реже пользоваться автомобилем. Ведь на общественном транспорте — и быстрее, и дешевле. — Пик автомобилизации прошел, мы переболеваем болезнь, что машина — признак достатка, — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это было в Европе и США, и сейчас они выходят из этого, и мы тоже выйдем. Складывается тренд на отказ от личного транспорта. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Асланян, автоэксперт: — В ближайшее время на авторынке будут заметны сразу несколько тенденций. Первая — рост цен, который уже начался. Новые машины дорожают из-за роста курсов валют. Подержанные — из-за жадности автовладельцев. Доходы у большинства людей снизились, и они, продавая машину, стремятся это снижение хотя бы частично компенсировать. Я думаю, по итогам года машины подорожают от 3 до 20 процентов в зависимости от марки, возраста и состояния. Второй тренд — грядущее уменьшение числа покупателей. Сегодня платежеспособный спрос обеспечивают разве что бюджетники — включая силовиков и чиновников, доходы которых стабильны. Но бюджетников на рынке не так уж и много. Третий тренд — «донашивание» автомобилей, как донашивают старые ботинки и пальто. Читайте также: Авторынок постепенно отыграет утерянные позиции