Войти в почту

В Петербурге собираются штрафовать за парковку у мусорных баков

От трёх до пяти тысяч рублей может обойтись автовладельцу стоянка машины возле контейнерной площадки для сбора отходов. Таким штрафом депутаты петербургского Заксобрания хотят расчистить проезд для спецтехники, вывозящей мусор. Насколько эта мера окажется действенной, разбиралась «Парламентская газета». Помогает не сильно Правила дорожного движения ничего не говорят о парковке возле мусорных баков. А значит, запрета там оставлять автомобиль нет, даже если это противоречит здравому смыслу. Ведь если перегородить проезд мусоровозу, отходы вывезти не получится, они останутся и будут пахнуть. Но людей, бросающих свою машину у контейнерных площадок, хватает в любом городе, и Петербург не исключение. Борются с этим власти на своём, местном уровне — через законы, карающие за нарушения в сфере благоустройства. Ведь дорожное движение — сфера исключительно федерального регулирования, зато благоустройство — регионального. Этим путём пошли в Москве и Московской области, Челябинске, Мурманске, Саратове, Новгороде и других местах. Помогает, но не сильно. Например, в Челябинске межведомственная комиссия рассматривает в среднем два-три подобных нарушения в неделю, больше — только когда коммунальщики вместе с ГИБДД проводят рейды. При этом компании, вывозящие отходы, ежедневно фиксируют по 10-20 случаев, когда к мусорным бакам подъехать невозможно. Тем не менее Петербург двинулся той же дорогой штрафов. «Я понимаю, что место у помойки — последнее, куда водитель захочет поставить свою машину, — сказал соавтор законопроекта Алексей Цивилёв. — Но ставит же!» По словам руководителя агентства «Спецтранс» Кировского района Любови Фёдоровой, проблема машин рядом с контейнерами и правда острая. Хотя в последнее время стало чуть легче: управляющие компании — а именно они отвечают за контейнерные площадки — стали вешать объявления, убеждать людей, разъяснять. Но тем не менее по несколько раз в неделю любой водитель мусоровоза сталкивается с тем, что ему не подъехать к бакам. «Сообщаем об этом в УК, — рассказала Фёдорова. — Они ищут владельца, просят убрать автомобиль. Но иногда машина по несколько дней стоит — и телефона нет, и никто не знает чья. Вызывают полицию, эвакуатор». В Петербурге нередко управляющие компании даже получают штрафы от «Спецтранса» за то, что не обеспечили подъезд к контейнерам. Потом компания пытается взыскать эти деньги с хозяина мешающего авто, но не всегда успешно. Нарушение без наказания Казалось бы, чего проще: пусть ГИБДД повесит у контейнерных площадок знак «Остановка и стоянка запрещена» — и за нарушением последует наказание вплоть до эвакуации автомобиля. Но этот путь, увы, незаконен. В Госавтоинспекции сообщили, что дорожные знаки можно устанавливать только на улицах, проспектах, площадях и прочих элементах улично-дорожной сети. А дворы в неё не входят. Только на въезде может висеть знак «Жилая зона», и больше ничего. «А всё остальное — самоуправство, — подтвердил Алексей Цивилёв. — Если кто-то повесит у помойки запрещающий знак, его можно сдать в металлолом, так как его нет в схеме ГИБДД». Ещё хуже то, что даже если штраф за парковку у контейнеров в Питере узаконят, то полиция заниматься этими нарушениями не будет. Полномочия составлять протоколы получат районные администрации, муниципалы, сотрудники городского комитета по вопросам законности и правопорядка. Они пригласят автовладельца на административную комиссию, где и выпишут штраф. Способ не только сложный, но и неэффективный: подавляющее большинство нарушителей избегут ответственности, так как чиновники до их машин просто не дойдут. Так сейчас происходит почти со всеми региональными запретами, например со стоянкой на газонах. Лишь на ночной шум полиция всё же реагирует, хоть и не обязана. Надо добиться, чтобы ГИБДД передавало данные на автовладельцев, как это сейчас происходит в случае неоплаты парковки «Массовых наказаний не будет, пока нарушение не включат в список тех, за которые штраф можно выписывать на основании фото- или видеофиксации, — признал Цивилёв. — Надо добиться, чтобы ГИБДД передавало данные на автовладельцев, как это сейчас происходит в случае неоплаты парковки, — это займёт года, но будет обязательно». По замыслу парламентария, когда-нибудь система будет работать так: автомобиль-нарушитель сфотографирует водитель мусоровоза — он всё равно и сейчас обязательно фиксирует такие случаи, — потом снимок уйдёт в ведомство, которое станет ответственным за составление протоколов, и штраф выпишут автоматически. Останется только отправить его по почте хозяину машины. Во дворах не место По мнению председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, одни штрафы не смогут сделать свободным подъезд к мусорным бакам. «Проблема эта комплексная, и решать её надо комплексно», — объяснил он. И главное здесь — грамотная организация парковочного пространства. Ведь многие дворы проектировались, когда такого количества машин не было. «Посмотрите на узкие проезды во дворах Петербурга, да и многих других городов, — предложил депутат. — Когда там стоят машины, протиснуться может только легковушка, а грузовик уже с трудом. У контейнерных площадок может быть свободно, а мусоровоз застрянет метрах в двухстах от неё. Кого тогда штрафовать?» По словам Бурматова, федеральный Центр уже пошёл на беспрецедентный шаг: он предоставляет регионам бесплатно мусорные контейнеры — это решение было трудным, но оно принято. Но теперь и местные власти должны сделать свою часть работы — организовать площадки для отходов так, чтобы мусоровозам не приходилось к ним продираться. Кстати, в Москве и центральных районах Петербурга так уже делают: контейнеры ставят прямо на улице — у тротуара или на краю проезжей части. «Это хорошее решение, — согласен Алексей Цивилёв. — Мусорным машинам нечего делать во дворах». И добавил, что так как это уже улица, там можно и запрещающие парковку знаки вешать. Но пока петербургское Заксобрание будет решать лишь вопрос о штрафах за машины у мусорных баков. Законопроект рассмотрят осенью. Конкретно 3-5 тысяч рублей может составить штраф за перегораживание подъезда к мусорным бакам для граждан, 5-40 тысяч — для должностных лиц, 150-500 тысяч — для юридических.

В Петербурге собираются штрафовать за парковку у мусорных баков
© Парламентская газета