Войти в почту

Советские машины за рубежом: какой отечественный автопром был популярен за границей

Российские машины на их родине принято ценить не слишком сильно. Считается, что это — бюджетный вариант, не отличающийся своей надежность, комфортом и безопасностью. В большинстве случаев, особенно в последние десять (а то и двадцать) лет россияне предпочитают машины, выпущенные под иностранными брендами ­– пусть даже это будет автомобиль, сделанный в России и для российского рынка. Тем не менее, есть (и было) несколько российских автомобилей, популярность которых в зарубежных странах достаточно велика. И речь сейчас не о КНДР или Кубе, где в силу политических причин купить машины из других стран было проблематичным. Некоторые модели популярны во вполне развитых странах Европы. "Нива" Пожалуй, самой востребованной российской и советской машиной за границей была и остается "Нива", официально именуемая "ВАЗ-2121". Выпущенная в далеком 1977 году модель остается без особых изменений и сейчас — разве что немного поменяли дизайн фар и салон. Тем не менее, повстречать ее можно, к примеру, в Исландии, Черногории, Австрии и Великобритании. Конечно, относительная распространенность ее связана не с тем, что жесткость "Нивы" кому-то кажется комфортной. Причины тут в другом — у нее довольно высокая проходимость, что очень хорошо подходит для сельской местности, особенно гористой. Кроме того, как ни странно, ее можно назвать надежной: поломки, если и есть, довольно легко устраняются, что называется, "на коленке" ­– "Нива" достаточно простая в устройстве. "Самара" Довольно часто можно встретить в зарубежных странах и уже ставшую классической (но не считающейся "классикой" в контексте продукции "ВАЗа") модель "Самара", известную в России и бывшем СССР как "восьмерка" (в случае трехдверной модели) и "девятка" (в случае пятидверной модели). Разработка автомобиля, выпущенного в 1984 году, велась совместно с компанией Porsche — возможно, именно этим можно объяснить довольно хорошие, особенно для своего времени, динамические характеристики. Любопытно, что Samara выпускалась также в Финляндии, на заводе Valmet Automotive — там машине добавляли антикор, маскировали сварные швы, меняли бампера и решетки радиатора. Подвергалось изменению и внутреннее пространство — обивка и панель, добавляли шумоизоляцию. В некоторых странах Европы на "девятках" и "восьмерках" меняли двигатели, в том числе — на дизельные. Бельгийская компания даже превращала "Самару" в кабриолет. "Классика" Очень широкое распространение за рубежом получили и модели "вазовской классики" в 1970-1980-ых годах. Начиная с первой же модели тольяттинского автозавода — переделанного Fiat 124 ("копейки", ВАЗ-2101) — машины продавались не только на территории СССР и стран "Восточного блока", но и за рубежом. К примеру, в Великобритании "копейки" продавались с 1974 по 1983 годы, когда их сменила модель Riva — под таким именем в этой стране выпускали серию ВАЗ 2105, 2104 и 2107. Для своего времени модель на британском рынке стоила совсем недорого, при этом неплохо оснащалась. Пик продаж пришелся на конец 80-ых — к примеру, в Британии в 1988 году было продано 30 тысяч экземпляров Riva. К началу 1990-ых модель стала устаревшей, ее вытеснили корейские автопроизводители, но, как уже упоминалось, "ВАЗ" к тому моменту начал продажи "Самары", которые тоже брали неплохо. "Москвич-412" По сути, появление на рынке Британии "копейки" обеспечило уход из страны предыдущей модели советского автопрома, которую пытались "продвигать". Речь идет о "Москвиче-412". Этот автомобиль в Соединенном Королевстве начали продавать еще в 1969 году. Поначалу результат был не очень впечатляющий — на всю страну было продано около 300 экземпляров "Москвичей". Однако к 1973 году продажи достигли своего пика — было продано около 3,5 тысяч машин. Но уже в этом же году появились сообщения о том, что машина очень небезопасна, что поспособствовало значительному снижению спроса. Модели попытались дать другое название (сменили с M-412 на Moskvitch-1500), но особого эффекта это не дало. В том же 1973 году на рынке появилась более современная модель от "ВАЗа", и продажи "Москвича" снизились очень сильно — в результате уже в 1976 году "412-ый" ушел с британского рынка. "ГАЗ-21" Еще в более давние времена определенной популярностью в Европе пользовалась столь желанная жителями СССР модель "Горьковского автозавода" — 21-ая "Волга". В 1960-ых бельгийский импортер Sobimpex (совместное предприятие с Советским Союзом) начал завозить "Волги" для Западной Европы. Правда, советские двигатели, похоже, за рубежом не ценились никогда — машины комплектовали моторами Perkins или Rover, в том числе — дизельными. Машины продавались под названием Scaldia-Volga. В основном модель была популярна в самой Бельгии и Нидерландах. Правда, популярность пришлась на 1960-ые годы, в то время как в СССР такие машины ездили еще 20-30 лет, лишь после этого перешли в категорию "классики".

Советские машины за рубежом: какой отечественный автопром был популярен за границей
© Реальное время