Полис ОСАГО подорожал для нарушителей
Страховые компании начнут самостоятельно определять ставки тарифов по ОСАГО, но в пределах, которые установил Центральный банк. Закон об индивидуализации тарифов на полисы автогражданской ответственности вступает в силу 24 августа.
Аккуратное вождение поможет сэкономить
При расчёте базовых ставок страховщики теперь имеют право учитывать различные факторы риска, увеличивающие вероятность страхового случая. К ним относятся некоторые события из биографии водителей: лишение прав за вождение в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, уголовное наказание за смертельное ДТП, штраф за оставление места аварии. Такие факторы могут применить в течение года со дня назначения административной санкции или окончания срока уголовного наказания.
Также страховка обойдётся дороже водителям, которые систематически ездят на красный свет или по встречке, а также сильно превышают скорость (на 60 км/ч). В этом случае роль будут играть протоколы, составленные сотрудниками ГАИ, а вот штрафы за нарушения, зафиксированные дорожными камерами, не могут повлиять на тариф ОСАГО.
«Информацию о штрафах, которые были вынесены водителям за нарушение Правил дорожного движения, страховым компаниям будет предоставлять ГИБДД», — рассказывал ранее «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Ещё один «повышающий коэффициент» коснётся только юридических лиц: им могут поднять тарифы, если речь идёт об автомобиле с прицепом.
Центробанк проследит за адекватностью страховщиков
Применяемые факторы страховые компании обязаны отразить в методике расчёта тарифов, её будет контролировать Центральный банк. В законе также указаны критерии, которые должен учитывать ЦБ. К ним относится территория, где водитель собирается преимущественно использовать авто (определяется на основании места жительства владельца авто), количество предыдущих страховых случаев, технические особенности транспорта и прочие.
Центробанк также установил список факторов, которые применять запрещено. Это, например, национальная, языковая или расовая принадлежность, вероисповедание, политические взгляды и должностное положение. «Тарифный коридор должен давать возможность тем, кто водит максимально аккуратно, получить самую нижнюю ставку тарифа», — обозначил подход заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
Он также рассказал, какие иные факторы могут применять страховщики. Среди них: возраст и пробег транспорта, семейное положение водителя, наличие иной собственности, добровольная установка телематических средств на авто.
«Но эти факторы должны устанавливаться страховыми компаниями не волюнтаристски, а должны основываться на актуарных расчетах. То есть на той статистике, которая есть у страховой компании. И это мы и планируем контролировать», — рассказал Чистюхин в интервью «Российской газете».
ТО по осени проходят
В закон также включена норма, позволяющая автовладельцам временно заключать договоры ОСАГО без предъявления диагностической карты или свидетельства о прохождении техосмотра. Это положение действует с 1 марта до 30 сентября 2020 года. Оно было введено в связи с действием ограничительных мер из-за эпидемии коронавируса. Водители должны донести документы в течение месяца после отмены ограничительных мер. С конца сентября также начнётся внедрение фотофиксации машин при въезде и выезде из пункта ТО. Одновременно с законом 24 августа должно заработать также указание ЦБ о расширении границ базовой ставки полиса, так называемом тарифном коридоре. Минимальная ставка составит 2471 рублей, а максимальная — 5436 рублей. Именно на эти суммы страховщики уже будут «нанизывать» собственные факторы.