Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМ
В 1950 году на Горьковском автомобильном заводе были собраны первые товарные седаны ГАЗ-12 ЗИМ, а черед год начался серийный выпуск. Передовое для того времени авто по большей части использовалось как служебное для членов парткома, но и в продажу оно, кстати, тоже поступало, хотя позволить его покупку мог далеко не каждый «простой смертный». Строгий, элегантный, солидный и довольно мощный для автопрома послевоенных лет ГАЗ-21 ЗИМ спроектировали горьковские инженеры почти за два года. Авто получило несущий кузов, гидромуфту и массу других не совсем обычных решений, но главным всё же был оригинальный стиль. Некоторые идеи авто позаимствовало у американских автомобилей, к примеру, бамперы с «клыками», радиаторную решётку, молдинг из хрома, но при этом советская модель в точности не повторила ни одну из известных заокеанских, став уникальной и неповторимой. Габариты у ГАЗ-21 ЗИМ были довольно внушительные: длина - 5,16 м, колёсная база - 3,2 м, но при этом сравнительно небольшая масса - 1,94 т. Изначально главному конструктору, занимавшемуся проектированием новинки, рекомендовали скопировать рамную конструкцию Buick, но в итоге было принято решение сделать несущий кузов. Необычной для советской автомобильной промышленности оказалась и гидромуфта в трансмиссии, «подсмотренная» у крайслеровского Fluid Drive. Это решение позволило машине трогаться даже с прямой третьей передачи, а под капотом ГАЗ-21 оснастили 90-сильным шестицилиндровым агрегатом объёмом 3,48 л. Шасси с пружинной подвеской и рычажными амортизаторами по сути скопировали у седана Opel Kapitan, выпускавшегося в 1938 году. Салон ЗИМа максимально приблизили к стилистике американских автомобилей - «приборка» и верхняя часть двери под дерево, рулевое колесо с хромированным кольцом звукового сигнала, приёмник, часы и прочее. Несмотря на то, что 7-местный седан ГАЗ-21 ЗИМ был весьма прогрессивным для середины прошлого века автомобилем, за 10 лет с конвейера сошло всего чуть более 21,5 тыс. экземпляров. В основном на этой машине разъезжали партийные чины, но модифицировали авто и для работы в такси или скорой помощи. Стоимость седана была высокой, поэтому обычные советские граждане покупали его крайне редко и сейчас он больше воспринимается как «машина парткома», а не доступная для населения модель.