Войти в почту

Нижегородский автопром испытывает трудности

Производство автомобилей (не комплектующих к ним) в Нижегородской области находится в тени «Группы ГАЗ». Кроме нее есть еще производители. Давайте рассмотрим, как дела в отрасли. ГАЗ работает с переменным успехом В сентябре нынешнего года стало известно о том, что Daimler закрывает производство Mercedes Sprinter Сlassic на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде. Представители концерна заявили, что модель перестала удовлетворять потребности клиентов. Реализация данного LCV начала падать еще два года назад, и вот история модели завершена. Под выпуск «мерседеса» на нижегородском предприятии модернизировали производственные и логистические объекты общей площадью 100 тыс. кв. м, внедрили систему качества, как на заводах Mercedes, и построены цехи окраски и штамповки. Они используются нижегородцами для выпуска собственных LCV. Впрочем, легкие коммерческие грузовики ГАЗа тоже испытывают падение спроса. Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что за первые шесть месяцев рынок LCV ужался на 13,7%, до 42,6 тыс. экземпляров. Правда, «Группа ГАЗ» со своей продукцией удерживает пальму первенства в секторе, занимая 45%. Тем не менее президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин отмечает критическое падение спроса на LCV и сетует на то, что группа осталась один на один с проблемами, не получая от государства никакой поддержки, особенно в условиях американских санкций. По итогам нынешнего года рынок LCV может сократиться на 11%, прогнозируют в агентстве Russian Automotive Market Research. Его аналитики связывают ситуацию со спадом в экономике и ограничительных мер по коронавирусу. А вот у ПАЗа дела идут сравнительно неплохо. После падения продаж весной по итогам первого полугодия новых автобусов продано на 1% больше, чем год назад. В июне продажи увеличились и вовсе на 56%, подсчитали в «Автостате». Лидером сектора является ПАЗ-3205, его купили полторы тысячи раз. Стоит отметить выход «Группы ГАЗ» в сектор электромобилей. Даже можно сказать, что она его фактически создает. Серийный выпуск GAZelle e-NN запланировано начать в следующем году, пока идет предпромышленный выпуск. А на одном из месторождений «Газпромнефти» тестируется электрическая беспилотная «ГАЗель NEXT». Как пояснили в пресс-службе Группы: «GAZelle e-NN – название семейства первых российских коммерческих электромобилей, первые предсерийные образцы которых недавно сошли с конвейера. Беспилотник “ГАЗель NEXT” – это несколько прототипов беспилотных автомобилей, построенных на базе платформы “ГАЗель NEXT”. Все они имеют электрический привод, однако различаются между собой по используемому оборудованию и техническим характеристикам. В проекте GAZelle e-NN мы отрабатываем технологии создания электромобилей, в проекте беспилотников – возможности автономного движения автомобиля и работу различных систем активной помощи водителю». Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич уверен, что через семь лет российский рынок LCV поделят между собой пополам бензиновые и электромобили. Нишевые производители держатся Арзамасский завод «Коммаш» возобновил в регионах тест «Коммаш дает порулить!», в котором участвует новая разработка предприятия – мусоровоз КО-440-8 на шасси КамАЗ. Кроме того, арзамасцы расширили варианты взаимодействия с заказчиками, предлагая переоборудование автомобилей на шасси, уже побывавшем в эксплуатации. Завод выпускает широкий ассортимент коммунальной техники. Автомобильный завод «Чайка-Сервис» свыше четверти века специализируется на изготовлении и реализации сложной автоспецтехники как на отечественных, так и импортных шасси. На сегодня модельный ряд превышает 400 экз. «Чайка-Сервис» занимает лидирующие позиции по России в своем секторе. В частности, завод предлагает рынку новую 550-ю серию кранов «Чайка-Tadano» с повышенной грузоподъемностью, подобный кран в октябре был смонтирован на шасси Scania P380, рассказали в пресс-центре завода «Чайка-Сервис». Несбывшиеся надежды Богородск мог стать кроме города кожевенников местом производства среднетоннажных грузовиков. В середине 2008 года Русская автомобильная компания (РусАК), предприятие-спутник КамАЗа, заявила о начале строительства в Богородске завода по выпуску среднетоннажных грузовиков, шасси и комплектующих. Планируемый выпуск грузовиков – 7 тысяч в год, шасси – до 2,2 тыс., коробок передач – до 40 тыс., мостов – до 22 тыс. Реализация продукции намечалась не только в Нижегородской области, но и в двух столицах. Планировалось вложить за четыре года порядка 90 млн евро. С тех пор никаких новостей о проекте не было. И это несмотря на то, что аналитик по машиностроению ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын прогнозировал рост объемов производства среднетоннажников до 2012 года на 20% в год. Не перешел в разряд автогородов и Бор. К нему приглядывались Nissan и Toyota, даже представители приезжали, но что-то японцев не устроило. Зато украинцы продвинулись аж до закладки камня на месте строительства будущего завода в 2006 году. Для реализации проекта была создана компания UTTech («Объединенные транспортные технологии»), учрежденная в России крупными автопроизводителями из Украины: корпорацией «Богдан» и ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ЗАЗ). Руководителем проекта UTTech стал Василий Каплун, ранее – один из топ-менеджеров Павловского автобусного завода. Выпускать планировалось 160 тысяч легковушек и 6 тысяч автобусов ежегодно да еще 8 тысяч шасси для автобусов и 80 тысяч дизелей. Планируемые инвестиции – $470 млн и 10 тысяч рабочих мест. Проект затух задолго до 2014 года с присоединением Крыма. А вот Семенов лишился завода «Семар», работавшего еще со времен СССР, из-за банкротства владельца – компании «Самотлор-НН». Нижегородцы хорошо начали, приобретя «Семар» в 2003 году, заняли серьезные позиции на рынке «скорой помощи», микроавтобусов и автофургонов. Генеральный директор «Самотлор-НН» Николай Сандугей, выходец с ГАЗа, анонсировал совместное производство LCV с Iveco. На официальную церемонию запуска завода прибыл президент Iveco Паоло Монферино, который сообщил об инвестициях в проект 50 млн евро. К 2010 году планировалось выйти на полную годовую производственную мощность – 25 тысяч авто. Но в марте 2010 года арбитраж вынес решение о признании «Самотлора-НН» банкротом, на этом все и закончилось. И вряд ли стоит ожидать запуска нового автомобильного производства в Нижегородской области в ближайшие три-пять лет: конъюнктура явно неблагоприятная, от общей экономической ситуации до состояния дел непосредственно в автопроме.

Нижегородский автопром испытывает трудности
© Аргументы Недели