«Горбатый» друг советского труженика
60 лет назад в Запорожье, на заводе «Коммунар» - заметьте, вовсе не на автомобильном, а производящим комбайны - была выпущена первая машина марки, которая вскоре стала известна всему Советскому Союзу.
Да, это было то самое чудо на колесах, которое получило множество кличек - «ушастый», «горбатый», «божья коровка» и прочие. Ну, а настоящее имя этой малолитражки – ЗАЗ-965 или «Запорожец». После этих слов – бурные аплодисменты! Потому что было время, когда эти маленькие, юркие автомобили были в почете. Многие вспоминают их с теплотой, ведь с «Запорожцами» прошла их молодость, они служили своим владельцам верой и правдой…
В июле 1962 года «Запорожец» показали Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Он окинул «Запорожец» придирчивым взглядом и, тяжело пыхтя, залез в кабину. Его немного прокатили, и он с таким же трудом вылез наружу. Но – с улыбкой. Похвалил конструкторов, рабочих: «Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся».
Приведу малоизвестный факт. В марте 1962 года Хрущев разразился огромной речью, посвященной сельскому хозяйству. В ней был такой фрагмент:
«Вы помните комбайны «Коммунар»? И вдруг украинские товарищи стали добиваться, чтобы вместо комбайнов завод стал выпускать другую продукцию. Эта просьба была, к сожалению, удовлетворена. Какую же продукцию теперь выпускают на бывшем комбайновом заводе? Малолитражные автомобили «Запорожец» для продажи частным лицам. Конечно, страна могла еще обходиться без этих автомобилей…»
Но, к счастью, «оргвыводов» не последовало. Да и Хрущев ничего плохого про «Запорожец» больше не говорил. С конвейера «Коммунара», который через несколько лет стал Запорожским автомобильным заводом, продолжили сходить разноцветные автомобили. А в Мелитополе освоили выпуск автомобильных двигателей. Так «Запорожец» стал не только первым советским «народным», но и первым украинским автомобилем.
Стоил «Запорожец» 18000 рублей. После проведенной в 1961 году деноминации машина «подешевела» в десять раз. По тем временам, это было не дешево, но все же цена 1800 рублей не казалась заоблачной - по сравнению с «Победой», «Москвичом» и «Волгой». Но «Запорожец» нельзя было просто купить в магазине, а надо было «простоять» несколько лет в очереди. Да и попасть в эту самую очередь было непросто.
У маленькой машины оказалось немало недостатков. Двухдверный кузов затруднял посадку на задние сиденья, а «говорливый» и слабый мотор не позволял развивать высокую скорость. У «Запорожца» был тесный салон и маленький багажник, расположенный, вопреки автомобильным традициям, впереди. Мотор же, наоборот, располагался сзади.
Поэтому над этим автомобилем постоянно подшучивали. Был такой анекдот: «Знаете, почему у «Запорожца» багажник делали впереди? Потому что на такой скорости за вещичками надо было присматривать». И такой: «Может ли «Запорожец» состязаться в скорости с «Ягуаром»? Может, если тот украл у него сало».
Впрочем, у «Запорожца» было немало достоинств. О них – немного позже…
Наверное, многие замечали, что в зарубежных фильмах 50-60-х годов нередко попадали в кадр небольшие машины, очень похожие на «Запорожец». Так и есть - у ЗАЗ-965 – итальянские корни. «Брат»» запорожского авто - FIAT 600, разработанный знаменитым конструктором Данте Джакозой, который трудился в этой знаменитой фирме с 1936 года. Первая машина Данте - FIAT-500а, прозванная в Италии «Тополино» - «Мышонком». Этот автомобиль был одним из самых популярных в Европе
После Второй мировой войны Джакоза стал главным инженером FIAT и занимал эту должность более четверти века. В 1966 году при его участии была создана модель FIAT 124, завоевавшая титул «Автомобиль года». Она стала прототипом первых советских «Жигулей».
Стоит отметить, что «Запорожец» не был копией итальянской малолитражки. Над ним основатель поработал Юрий Сорочкин. Этот талантливый конструктор во время Великой Отечественной работал над созданием танка Т-80. За тот проект он был награжден Сталинской премией, которую передал в Фонд обороны страны.
Еще один штрих к его биографии. Под руководством Скорочкина была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля ГАЗ-55, которую прозвали «фронтовой неотложкой»…
Работая над «Запорожцем», конструктор и его команда изменили многие конструктивные узлы итальянской модели. Новый автомобиль обладал хорошей проходимостью, был прост в эксплуатации, его двигатель не перегревался, стоя в пробках. К достоинствам «Запорожца» можно было отнести и экономичный расход топлива – четыре с половиной литра на сто километров пробега. Так что, достоинства машины, возможно, даже перевешивали ее недостатки.
…В 1972 году мама будущего президента РФ, Мария Ивановна Путина купила билет лотереи ДОСААФ, который оказался счастливым. На семейном совете долго размышляли - то ли взять «Запорожец», то ли получить выигрыш деньгами. В конце концов, остановились на первом варианте, и 19-летний Владимир, студент юридического факультета Ленинградского университета, стал обладателем «Запорожца» цвета «белой ночи». Правда, это был уже не «горбатый», а автомобиль следующего поколения - ЗАЗ-968…
Через много лет, в 2006 году, на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент РФ показал своему американскому коллеге Джорджу Бушу-младшему «Запорожец», который водил в далекие годы. Американец, увидев чудо советского автопрома, испытал настоящий шок: «Неужели это машина, а не садовая тележка?» На остроту гостя Путин ответил своей шуткой: «Теперь, ты понимаешь, Джордж, как непросто после таких машин строить демократию».
«Запорожец» стал настоящей «народной» машиной и не раз был запечатлен в кино. В 1963 году на экраны Советского Союза вышла комедия «Три плюс два» - лирическая лента о молодых, симпатичных людях, приехавшими отдыхать на пустынный берег Черного моря. Трио мужчин прикатили в укромный уголок на «Волге», дамский дуэт прибыл на «Запорожце». Ветеринар Рома - его сыграл Андрей Миронов, - глядя на автомобиль, презрительно бросил: «Консервная банка системы «Запорожец». «Новой марки?» – спросил его друг, дипломат Вадим, роль которого исполнял Евгений Жариков. «Старье!» - отвечал Рома.
Но «Запорожец», кажется, не обиделся. Он привык, что его не жалуют. Главное, что в фильме женщина, которая была за рулем, и ее подруга обрели счастье. Так наверняка бывало и в реальной жизни. Потому что дамы, садившиеся за руль «Запорожца» часто останавливались на дорогах и ждали помощи. И, конечно, настоящие мужчины не могли проехать мимо. Находились и те, кто уже никогда не оставлял без присмотра женщину с их капризным автомобилем…
Кроме традиционного «Запорожца», был освоен выпуск модификации 965С для перевозки почты с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья. Расположение руля с правой стороны упрощало процедуру изъятия посланий: почтальон мог выходить прямо на тротуар, возле самого ящика
На советскую малолитражку, представьте себе, находились охотники и за границей. Для них Запорожский завод выпускал экспортный, более комфортабельный вариант машины - ЗАЗ-965А «Ялта». Он отличался улучшеной шумоизоляцией, наружным зеркалом заднего вида и радиоприемником.
В 1969 году, после выпуска трехсот с лишним тысяч машин ЗАЗ-965, «горбатого» сняли с производства. Начался выпуск других моделей. В них уже не было такого «шарма», как в первом, дебютном «Запорожце». Но и в новых модификациях порой таились сюрпризы. К примеру, пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 обнаруживал под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков британского автомобильного шоу «Top Gear» его ведущий Джереми Кларксон сообщил, что когда «Запорожец» останавливался на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и… ловить рыбу. Какая еще машина может гарантировать такое удовольствие? Впрочем, наверняка это была просто шутка. Ведь у Путина был автомобиль такой же марки, но люка он не заметил…
Второе поколение «Запорожца» выпускалось до 1994 года. Но еще больше десятка лет Запорожский автозавод выпускал ЗАЗ-1103 «Славута». Это был последний потомок ЗАЗ-965. Однако «божьи коровки», эти динозавры советского автопрома, до сих пор не вымерли. Их и сейчас можно иногда встретить на дорогах. Старики - это слово можно отнести не только к автомобилям, но и к тем, кто ими управляет, невозмутимо катят в гуще современных автомобилей, и их молодые «собратья» почтительно уступают им дорогу…
Автор решил поинтересоваться, можно ли сейчас купить старый «Запорожец». Интернет мгновенно ответил целой россыпью предложений. Любой цвет, возраст, пробег – пожалуйста! Можно приезжать и забирать раритет
Вы скажете, что лучше купить что-нибудь новое и современное? Может быть. Однако и на «Запорожца» по-прежнему есть спрос. На днях в полицию Тулы обратился житель города и сообщил, что у него пытались угнать автомобиль ЗАЗ-968М, выпущенный в 1988 году. Злоумышленник проехал на «Запорожце» несколько сотен метров и остановился. Видимо машина не захотела расставаться со своим старым хозяином…