Автопарк россиян за год вырос на миллион машин — но рынок ждет падение

В Башкортостане, Пензенской, Саратовской и Самарской областях стагнация началась еще перед началом пандемии

Автопарк россиян за год вырос на миллион машин — но рынок ждет падение
© Реальное время

Как выяснило "Реальное время", российский авторынок продолжил восстанавливаться после кризиса, показав рост за прошлый год в 2%. Количество легковушек возросло на один миллион. Положительную динамику показал и рынок грузовиков. Правда, в Татарстане этот парк еще не восстановился полностью после прошлого кризиса и введения системы "Платон". Тем не менее, компании нарастили число большегрузов, все чаще предпочитая маломощным — "ревущие" моторы. Тарстанцы также отказываются от "немощных" легковых авто — их число за пять лет упало на 20%. В результате татарстанский авторынок в 2019 году показал общероссийскую положительную динамику, как и в ПФО. Однако в ряде регионов Поволжья в конце года была отмечена стагнация. В текущем году рынок вовсе обвалился из-за влияния пандемии коронавируса и дефицита машин у дилеров из-за весеннего простоя автозаводов по всему миру.

Яхтам предпочитают гидроциклы

В прошлом декабре в Татарстане было зарегистрировано 1,57 млн наземных транспортных средств, что на 2,4% больше, чем годом ранее. Таким образом, за год жители республики купили 36 185 машин, подсчитала аналитическая служба "Реального времени".

Позитивная динамика наблюдается уже четвертый год подряд (так, в 2018 году транспортных средств стало на 3,5% больше), однако из-за кризиса 2015 года, когда число автомобилей впервые за годы снизилось, пятилетний рост составил всего 5%. С 2014 по 2019 год количество машин на дорогах Татарстана выросло на 73,5 тысячи.

Это прежде всего легковые автомобили, на втором месте — грузовики, далее — автобусы, а также другие транспортные средства в собственности организаций или физлиц. Катеров и других лодок, судов в Татарстане всего 13 529 (годом ранее было 13 500). Самолетов и прочих "планеров" — 139 (было 134). Для примера, в Татарстане к началу 2020 года было всего 10 яхт и других парусно-моторных судов — за 2019 год их было приобретено всего три. Состоятельные татарстанцы предпочитают гидроциклы, количество которых выросло на 18%, составив уже 189 штук.

Парк грузовиков не восстановился

Самый высокий прирост показали грузовики, которые приобретали, очевидно, для ведения бизнеса. Как мы уже писали ранее, в кризисные 2014-2015 годы, главным образом после введения системы "Платон" осенью 2015 года — грузовой автопарк татарстанских компаний сильно просел, для многих налоги оказались неподъемными.

Что характерно, государство изначально обещало для налогоплательщиков-организаций федеральную льготу, уменьшающую налог для транспортных средств массой свыше 12 тонн на величину платы, внесенной в систему "Платон". И эта льгота действительно действовала, но с начала 2019 года владеющие грузовиками организации вынуждены были вновь платить транспортные налоги в полном объеме.

Поэтому ничего удивительного в годовом приросте 4,4% нет — это эффект "низкой базы": за один 2015 год число грузовиков, от которых избавились компании РТ, составило почти 5 тысяч, и в дальнейшем оно фактически не росло. Так, даже на начало 2020 года в республике было 144,6 тысяч грузовиков, тогда как в 2014 году — их было 146,4 тысячи.

Предприятия предпочитают мощные грузовики

Что интересно, главным образом прирост грузовиков произошел за счет роста спроса на самые мощные грузовые автомобили (свыше 250 л.с.), правда, в общем объеме их доля не превышает 25%. За год, однако, татарстанские предприятия и ИП увеличили свое приобретение таких монстров почти на треть — количество их составляет уже 34,5 тысячи.

Для сравнения, динамика спроса на маломощные грузовики фактически не изменилась. Однако если число грузовиков с мощностью двигателя до 100 л.с. продолжает падать все последние годы (с 38,5 тыс. до 33,6 тыс. за 2014-2019 гг), то спрос на чуть более мощные грузовые авто, напротив, растет (с 45,5 до 50 тыс. за тот же период).

Похожая тенденция наблюдается и с самым мощными автомобилями. Если в 2012 году количество грузовиков с мощностью двигателя 200-250 л.с. превышало число грузовиков с двигателем мощностью свыше 250 л.с. — 32,5 тыс. против 22,3 тыс. — то в 2019 году все было наоборот: 21,2 тыс. против 34,5 тыс.

Мало того, число самых мощных грузовиков впервые превысило число самых "немощных": в 2019 году количество самых маломощных грузовиков (до 100 л.с.) уменьшилось до 33,6 тыс., а число самых мощных (свыше 250 л.с.) выросло до 34,5 тысячи грузовых автомобилей. То есть, организации, несмотря на повышающий коэффициент (ставка налога тем выше, чем выше мощность двигателя), все более склонялись к покупке более дорогих и мощных машин.

Пессимизм экспертов не оправдался

Как писала газета "Реальное время" в прошлом году, рост количества легковых автомобилей в Татарстане оказался даже выше, чем по наземному транспорту в целом — 3,8% за год. Тогда в Татарстане было зарегистрировано 1,49 млн наземных транспортных средств, в отношении которых был исчислен налог. Из них легковых автомобилей — 1,28 млн штук.

Но уже в конце 2019 года эксперты отмечали, что начиная с 2017 года, хоть и наблюдалось восстановление спроса, темпы были относительно невелики. Наблюдалось сокращение продаж, и эксперты на рынке предполагали, что по итогам 2019 года объем рынка даже немного сократится относительно 2018 года — примерно на 3%. Так как реальные доходы населения сокращаются, цены на автомобили растут. И в перспективе эксперты не видели причин, по которым продажи могли бы заметно расти. За 10 месяцев 2019 года произошло снижение продаж на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Пессимизм экспертов не оправдался, во всяком случае по Татарстану. Легковых автомобилей вновь стало больше, правда, темп прироста сократился примерно вдвое — и составил 2%. В гаражах легковых авто стало на 26 тысяч машин больше — всего 1,3 млн. Это по-прежнему где-то по 1,2 машины на брата. Мало того, в 2019 году продолжился и тренд на приобретение более мощных легковых машин. Так, на 7,6% выросло число приобретенных автомобилей и двигателями мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. (с 487 856 до 525 067). Доля таких машин, если такая динамика продолжится в ближайшие пять лет, вскоре превысит долю самых маломощных машин (с двигателями мощностью до 100 л.с.) — в прошлом году она уже составила 40,2% против 38% годом ранее. Это объясняется появлением новинок, у большинства из которых мощность хотя бы ненамного, но превышает 100 "лошадей".

А как раз количество маломощных легковушек за год снизилось — на 2,6%: с 683 854 до 665 921 машин. Для сравнения, до кризиса 2014-2015 года их было в гаражах татарстанцев их было заметно более 800 тысяч, а число машин с двигателями мощностью до 150 л.с. не превышало 300 тысяч. Тем не менее, по-прежнему более половины всех катающихся на дорогах Татарстана машин — имеют маломощные моторы. Что, по-видимому, может объясняться хитом продаж последних лет — "Ладой Гранта" с таким мотором (в третьем квартале 2019 году была самой продаваемой).

На 20% меньше маломощных машин

Продолжает расти и число машин с более мощными, чем 150 л.с., двигателями. Почти на 7% выросло количество машин с мощностью двигателя до 200 л.с. — с 64,5 тыс. до 68,9 тысяч (к слову, это в два раза больше, чем в докризисные годы). И сразу на 8,8% больше стало машин с двигателями мощностью 200-250 л.с. — до 31,3 тысяч единиц (и это тоже в два раза больше, чем, например, в 2012 году).

Динамика самых мощных машин для нашей статистики почти не представляет существенного значения — доля таких машин на рынке РТ не превышает 1,1% который год подряд. Это немудрено, так как для моторов мощностью свыше 250 л.с. применяется ставка транспортного налога аж в 15 рублей — она умножается на величину мощности (условно: 250 умножается на 15, получается 3750 рублей транспортного налога в год). Таких "зверей" на дорогах РТ — 13,9 тысяч. Впрочем, в 2019 году вступили изменения в НК, теперь для расчета налога для легковых автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб (условно — "роскошные авто") не старше трех лет применяется только один вид повышающего коэффициента 1,1.

Чтобы визуально почувствовать тренд, достаточно сравнить нынешнее число автомобилей разной мощности с количеством легковых транспортных средств в 2014 году. Так, за пять лет легковых авто вообще стало больше всего на 4%. При этом почти на 20% снизилось количество самых маломощных машин (на 150 тысяч), зато в 1,5 раза выросло число машин с мощностью 100-150 л.с. (на 170 тысяч). В 1,3 раза увеличилось количество машин с моторами мощностью 150-200 л.с. (на 16 тысяч единиц). Именно такая мощность у одних из наиболее продаваемых в эти годы Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Vesta. И в 1,5 раза больше стало машин с мощностью двигателя 200-250 л.с. — в гаражах их стало на 10 тыс. единиц больше.

В России приобрели почти миллион новых авто

Татарстан оказался в тренде: 2019 год автомобильный рынок России закрылся также в плюсе — число легковых автомобилей выросло на 2,16%, с 42 до 42,9 млн транспортных средств: то есть, у российских граждан за год стало больше почти на 1 млн новых автомобилей. При этом рост количества транспортных средств произошел именно за счет легковых средств — так, в целом, количество транспортных средств, в отношении которых был начислен налог к уплате, выросло лишь на 1,75%. Более половины автомобилей сегодня приходится на Центральную часть России, в частности, Центральный и Приволжский федеральный округа. По-прежнему, наибольшее число легковых автомобилей приходится на Москву (3,4 млн), Московскую область (2,8 млн), Краснодарский край (почти 2 млн), Санкт-Петербург (1,6 млн).

— Судя по цифре, вы приводите размер парка автомобилей в России. Если же говорить именно о продажах, то объемы и новых и подержанных машин сократились, — уточнил в разговоре с корреспондентом "Реального времени" главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов.

Еськов отметил, что, по данным АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса), в январе-октябре 2020 года объемы продаж новых автомобилей уже сократились на 12% к 10 месяцам 2019-го (до 1,19 млн единиц). По данным "Автостата", объемы продаж автомобилей с пробегом за тот же период уменьшились на 2% (до 3,9 млн единиц). То есть рынок все же сократился, считает эксперт. Причины в весенних ограничениях по ковиду, когда многие дилерские центры не работали, и образовавшемся на рынке во II полугодии дефиците машин, объясняет эксперт.

— По итогам 2020 года рынок новых легковых автомобилей и LCV, очевидно, сократится. Объемы продаж, согласно прогнозу АЕБ составят более 1,5 млн единиц, то есть на 13,5% меньше, чем в 2019 году, — рассказал Евгений Еськов.

В Башкортостане, Пензе, Саратове и Самаре рынок начал стагнировать

Татарстан входит в десятку регионов с наибольшим числом транспортных средств, занимая шестое место (1,3 млн), и лидируя по ПФО. Более 1 млн авто в Приволжском федеральном округе, впрочем, зарегистрировано в прошлом году было лишь еще в трех регионах: Башкортостане (1,13 млн), Самарской области (1,04 млн) и Нижегородской области (1,02 млн). Самый высокий рост покупок легковых авто зафиксирован в Оренбургской области — их здесь стало в 1,5 раза больше, но их число составило лишь 330,5 тыс. Положительная динамика продаж наблюдалась во всех регионах ПФО (лидеры: Пермский край — 5,8% роста, и Марий Эл — 2,8% роста), и почти во всех регионах России. Лишь в семи субъектах РФ количество легковых автомобилей у граждан сократилось, но на статистически малозначимую величину, в основном не превышающую 1% (Астраханская, Липецкая, Ростовская область).

Отметим впрочем, что по сути стагнирует автомобильный рынок в пяти регионах ПФО, где рост количества легковушек не превысил 1%: Башкортостан (плюс 0,7%), Пензенская область (плюс 0,5%), Саратовская область (плюс 0,36%) и Самарская (плюс 0,16%).

— Сейчас главная проблема заключается не в том, кому продать машину, а где ее взять, — считает гендиректор автосалона "Апельсин" и руководитель ассоциации "Автодилеры Татарстана" Руслан Абдулнасыров.

Причина — в сентябре-октябре наблюдался дефицит, в том числе, и у дилеров в Татарстане. И если в IV квартале машины также не появятся — роста в 2020 году можно не ждать. Если же автомобили все-таки выпустят в нужном количестве, то рынку "будет полегче", считает эксперт.

Объем платежей по транспортному налогу как организаций, так и физических лиц в целом по России вырос со 179,6 млрд до 188,9 млрд рублей. Больше всего вырос объем налогов для организаций, сразу на 10% — с 24,9 до 32,5 млрд рублей. Но по-прежнему большая доля налогов приходится на население, которые выплатили в 2019 году транспортного налога на 156 млрд рублей (годом ранее — на 150 млрд рублей). Одним из лидеров по росту объема транспортного налога в 2019 году стала Удмуртия, где платежи выросли в 1,3 раза: с 1,1 до 1,6 млрд рублей. В десятке еще один регион, Пермский край увеличил свои платежи — с 2,8 до 3,2 млрд рублей.

Правда, настоящим лидером по абсолютному показателю в ПФО остается Татарстан (5,7 млрд рублей), обгоняющий и Нижегородскую область с ее 4,5 млрд рублей транспортного налога, и Самарскую — с ее 4,3 млрд рублей, и Башкортостан — с 3,7 млрд рублей транспортного налога. Республика показала в 2019 году и самый динамичный рост платежей по транспортному налогу — их объем вырос почти на 10%. Для сравнения, в целом по России, — лишь на 5%.