Войти в почту

Электромобили буквально все заполонили: Китай выходит в мировые лидеры

И происходит это не вдруг, а результате продуманных действий властей КНР и усилий китайского бизнеса. Вот, например, новость последних дней. Министерство промышленности и информатизации КНР включило произведенные в стране электромобили компании Tesla Model Y в обновленный список автомобилей на альтернативных источниках энергии, которые охватываются государственной программой субсидирования. Это означает, что 25000 юаней (260000 рублей) компенсирует покупателю китайское правительство. Такова одна из мер господдержки и продвижения электрифицированного транспорта. Есть и другие: бесплатная выдача госномера (в городах КНР за номера приходится платить), выделение парковки и т.д. Причем ранее субсидии составляли 50000 тыс. юаней и были снижены лишь в текущем году. Но если кто-то подумал, что в Китае закончились деньги, то он ошибается. Сделано это согласно стратегии китайских властей, которые таким образом стимулируют производителей получать прибыль и развиваться не за счет субсидий, а за счет инноваций.

Электромобили буквально все заполонили: Китай выходит в мировые лидеры
© Свободная пресса

Субсидии уже помогли китайской промышленности: за последнее десятилетие в Китае создана мощная индустрия по производству электромобилей, в нынешнем году их будет выпущено около 2 млн штук. Самых разных моделей, на любой вкус и кошелек. Многие китайские авто производители заранее подготовились к переменам, поскольку план отказа от субсидий был заявлен давно. А сама программа субсидирования электротранспорта начала действовать с 2009 года. Теперь компенсации будут распространяться только на легковушки ценой меньше 300 000 юаней (3,14 млн рублей). Дороже могут быть только модели со сменными батареями — для них специально сделано послабление. Одновременно увеличен лимит запаса хода на одной зарядке - с 250 до 300 км. Понятно, куда подталкивают власти китайский автопром: создавать дешевые машины, которые в то же время достаточно удобны и функциональны. Например, субсидии ныне продолжат распространяться на такой фантастический по нашим меркам автомобиль, как Nio ES8. Это стопроцентное детище китайского автопрома продается в Китае в переводе на наши деньги за 4,9 млн рублей. Но поскольку он оснащен сменной батареей, субсидия в 25000 юаней положена и ему. Кстати, инвестором Nio является Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), подконтрольный правительству РФ. И может быть, когда-нибудь россияне смогут купить этот автомобиль, если, конечно, для электрокаров у нас, наконец, появятся заправки.

Для Китая такие заправки и такие машины – обычное дело. Если первые экземпляры Tesla Model Y вот-вот начнут сходить с конвейера новенького завода Tesla под Шанхаем, то Model 3, которая также субсидируется китайским правительством, уже год как собирается здесь, на единственном за пределами США предприятии по сборке электромобилей Tesla. Соглашение о его строительстве было подписано в июле 2018 года. А уже в конце 2019 года завод выпустил первую партию Tesla и планирует постепенно довести годовой объем производства до 500 тыс. автомобилей. Общий объем инвестиций в данный проект составляет $7,2 млрд. Илон Макс не поскупился, поскольку хорошо разглядел свою выгоду на быстро растущем и самом перспективном в мире рынке электрокаров. Ведь согласно планам правительства КНР, в 2025 году в Китае будет выпускаться и продаваться 7 млн электрокаров, то есть такие машины займут пятую часть всего авторынка КНР. И эта цифра будет увеличиваться, пока двигатели внутреннего сгорания не отомрут в Китае вовсе. Такие планы тоже имеются.

Уже сейчас в КНР свыше 480 компаний, занимаются выпуском электрических машин. При открытии такого предприятия каждое может рассчитывать на государственные субсидии в размере до миллиарда долларов. И это еще одна и, пожалуй, главная мера властей КНР по стимулированию развития индустрии электромашин, в результате чего Китай далеко обогнал и США, и Европу.

Обзор китайских электрокаров – не цель этой заметки. Тем более, что их великое множество, различных моделей: от грузовых до гоночных болидов. Но невозможно не привести несколько примеров, демонстрирующих уровень работы китайских электромобилестроителей. Tesla Model 3 придется соперничать с китайским электрокаром ВYD Han EV, который, имея электродвигатель мощностью 268 л.с., разгоняется до 100 км/ч за 3,9 секунды. При этом у китайской машины запас хода на одной зарядке 600 километров. А ездит она с помощью интеллектуальной самообучающейся системы управления DiPilot, подключенной к 5G. Но ВYD Han EV – лишь один из многих конкурентов Tesla. В июле 2020 года компания Xpeng Motors начала поставки своего нового седана P7. При схожих с Tesla характеристиках, китайский электрокар, как и его собратья вдвое дешевле американца. Это, как говорится, ширпотреб китайской электромобильной индустрии, массовый сегмент. А для продвинутых пользователей в конце года в серию должна выйти флагманская модель электрокроссовера компании FAW («Первый автозавод». - Первый для Китая автозавод, который построили советские инженеры). Машина под названием Hongqi (Красное знамя) E-HS9 очень походит на Rolls-Royce. Это и не удивительно, ведь над нею трудился дизайнер Жиль Тейлор, который до 2018 года работал над Rolls-Royce. Два электродвигателя - 218 л.с. на передней оси и 333 л.с. - на задней -- придадут пятиметровой машине ускорение для разгона до 100 километров в час за 4 секунды.

Поскольку в отличие от Китая, в России практически нет сети электрозаправок (как и электромобилей), нашим соотечественникам будет интересно узнать про гибрид LI ONE. Под капотом у него бензиновый турбодвигатель объемом 1,2 литра. Но прямой связи с колесами он не имеет и работает только на зарядку литий-ионных аккумуляторов емкостью 40,6 кВтч. От них питаются два электродвигателя суммарной мощностью 326 л. с., создающие крутящий момент 530 Нм. Запас хода при полном заряде и баке бензина 1000 км. До 100 км/ч электрокар разгоняется за 6,5 сек. От внешней зарядной станции батарея заряжается за 30 минут. Но если станций зарядки нет, можно пока поездить и на бензине.

Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»