Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Электромобиль "Кама-1" от КАМАЗа имеет питерскую ДНК, и ничего общего с камской "Окой"

Наиболее вероятным инвестором "Камы-1" может стать российский институт — Фонолагают источники
Электромобиль "Кама-1" от КАМАЗа имеет питерскую ДНК, и ничего общего с камской "Окой"
Фото: Реальное времяРеальное время
"В предстоящие два года надо успеть попасть в "окно возможностей" и вывести отечественный городской электромобиль, иначе позже нас "завалят" китайские и европейские электрокары", — так проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков объяснил, что на самом деле может "убить" новую российскую разработку "Кама-1". Это не русские морозы и не отсутствие заправочной инфраструктуры, а привычная российская отсталость. "Китай сегодня предложил продать проект прямо здесь — готовы за полгода запустить производство", — сокрушался он. По словам Боровкова, окончательное решение об открытии производства будет принято в январе, а предварительная стоимость машины оценивается в 1,2 млн рублей при условии сборки в 20 тысяч машин в год.
Как камскую автопремьеру открывал главаи
Премьера отечественного смарт-электромобиля с татарстанскими корнями "Кама-1" сегодня стала одним из главных событий для российского автопрома. Правда, новинка была презентована не среди грандов автомобилестроения, как это обычно бывает, а на научной площадке VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020. Символическое снятие покрывала, под которым скрывался облик камского электрокара, произошло в присутствии министра науки и образованиякова. И это неудивительно, так как электромобиль был разработан и подготовлен к серийному производству не отдельным промышленным предприятием, а в тандеме с научной школой университета.
Центр НТИ "Новые производственные технологии" СПбПУ имени Петра Великого в партнерствем с нуля в течение двух лет создали абсолютно новую машину в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы". Альянс СПбПУ и камского автогиганта выиграл конкурсный отбор и получил на эти цели 150 млн рублей. Экспериментальная версия электромобиля "Кама-1" сегодня была показана широкой общественности.
Премьера отечественного смарт-электромобиля с татарстанскими корнями "Кама-1" сегодня стала одним из главных событий для российского автопрома. Фото: nticenter.spbstu.ru
"Кама-1" имеет иную ДНК, чем у советской "Оки"
Прежде всего, это компактный автомобиль: длина "Камы-1" составит 3,4 метра при ширине 1,7 метра и высоте в 1,6 м. По этим параметрам автомобиль схож со знаменитой малолитражкой "Ока". Ее габариты: 3,2 метра в длину, 1,42 метра в ширину и 1,4 метра в высоту. По этой причине в социальных сетях "Каму-1" уже окрестили "электрической преемницей "Оки".
Правда, проректор СПбПУ и руководитель проекта Алексей Боровков не согласен с подобным сравнением электромобиля. "Он ни в коем случае не похож на "Оку", — отметил проректор. По словам Боровкова, это абсолютно новая машина, которая не имеет чужой ДНК и выполнена на новой платформе. "Это не чья-то переделанная машина, на которую "навесили" электрические батареи, радары. Никто из экспертов не нашел какого-либо сходства с европейскими моделями. Это уникальный по своему дизайну и техническим решениям российский кроссовер", — прокомментировал он новинку "Реальному времени".
По словам Боровкова, это абсолютно новая машина, которая не имеет чужой ДНК и выполнена на новой платформе. Фото: nticenter.spbstu.ru
Важно не опоздать, а деньги — дело десятое
Когда электрокар собираются выпустить на рынок и где планируют развернуть сборку, партнеры еще не определились. Как заявил "Реальному времени" Боровков, предварительная стоимость автомобиля оценивается в 1,2—1,3 млн рублей. Правда, чтобы войти в эти ценовые параметры, производитель должен выпускать не менее 20 тысяч автомобилей, уточнил он. Однако не решен главный вопрос — кто будет финансировать внедрение в производство российского электрокара.
— Сегодня во время премьеры мы получили немало предложений от частных инвесторов, банков и фондов, — рассказал Алексей Боровков. — Но выиграет тот, кто раньше "выстрелит"! На мой взгляд, нам надо успеть попасть в "окно возможностей" в течение двух-трех лет. Иначе российский рынок завалят зарубежные конкуренты, водитель проекта.
"Китай сегодня предложил продать проект прямо здесь — готовы за полгода запустить производство. Но не получится ли так, что потом мы будем покупать у них нашу разработку", — сокрушался проректор. Таким образом, партнеры решили время на сбор всех предложений и вернуться к этой теме в январе. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что "вопрос на стадии рассмотрения, как и организация производства и стоимость". Наиболее вероятными инвесторами могут стать российские институты — Фонд развития промышленности, полагают источники "Реального времени".
Когда электрокар собираются выпустить на рынок и где планируют развернуть сборку, партнеры еще не определились. Фото: nticenter.spbstu.ru
Не хуже, чем у Skoda
Чем же этот автомобиль интересен? Боровков рассказал, что электромобиль построен на основе собственных платформенных решений СПбПУ Петра Великого. Цифровая платформа электрокара дает возможность создать несколько модификаций "Камы-1" для вхождения на рынок. Однако базовой моделью станет компактный городской автомобиль "Кама-1" с задним приводом. Онигателем мощностью до 160 кВт (на 10% выше, чем у европейских аналогов) и литий-ионной батареей 33 кВт*ч (это меньше, чем у европейских новинок), которые установлены сзади. Это дает возможность зарядить автомобиль за 6 часов, а при быстрой зарядке — за 2,5 часа.
Но главной особенностью российского электромобиля является большая дальность хода, отметил Боровков. Она составит 250—300 км, что сопоставимо, скажем, с характеристиками нового серийного электрокроссовера Skoda, входящего в концерн Volkswagen Group.
В автомобиле традиционное расположение сидений — 2 на 2. Кузов выполнен из карбона, титана и алюминия, а дизайн можно будет видоизменять. Это можно сделать при помощи технологии "умного" цифрового двойника — модели, с которой можно проводить виртуальные манипуляции и измерять показатели.
Электромобиль оснащен интеллектуальной системой помощи водителю ADAS уровня 3—4 и представляет собой трехдверный четырехместный компактный смарт-кроссовер, разработанный в соответствии с современными тенденциями рынка мобильности и транспорта.
В автомобиле традиционное расположение сидений — 2 на 2. Фото: nticenter.spbstu.ru
Казанец Сергей Латр давно состоит в клубе любителей знаменитой отечественной малолитражки "Ока", автовладелец оценил преимущества нового проекта:
— Будучи любителем маленьких машин, я был приятно удивлен новостью о презентации отечественного электрического смарт-кроссовера "Кама-1". Неспешно подумывал о переделке своей малышки "Оки" на электрическую тягу, но понял, что будущее уже здесь! Преимущества современного "умного" электромобиля налицо, а от того, что это отечественная разработка, вдвойне приятно. Не зря "Каму-1" назвали преемницей "Оки" — габариты новой машины совсем ненамного больше всем знакомой микролитражки, и радует современный дизайн. Если серийный автомобиль подтвердит заявленные для выставочного образца характеристики, то, думаю, он будет пользоваться спросом как недорогой среди электрокаров".