Алексей Бакулин: «Автобусы должны стать дешевле, экологичнее, безопаснее»
Этот год выдался непростым для многих — нарушались товарно-логистические цепочки, срывались контракты, закрывались предприятия. Казалось, вот-вот пополнит число жертв коронакризиса и завод «Бакулин Моторс Групп», расположенный во Владимирской области и выпускающий дизельные, газомоторные, электрические автобусы под брендом Volgabus. В период локдауна прекратились поставки деталей из Китая, производство было приостановлено, люди волновались, что лишатся работы, партнеры требовали выполнения заказов точно в срок, налоговики заявляли о задолженности предприятия. О том, как компания смогла преодолеть финансовые трудности, в чем главная проблема отечественного рынка автобусов и каким будет общественный транспорт через тридцать лет, «Инвест-Форсайт» поговорил с гендиректором ООО «Бакулин Моторс Групп» Алексеем Бакулиным. — Алексей Анатольевич, вы пригласили журналистов на производство, оно действительно впечатляет. Гордитесь заводом? — Завод под Владимиром — воплощение моей личной мечты. Он современный, мощный, инновационный. Мы делаем ставку на передовые технологии и собственные научные разработки. У нас есть роботизированные комплексы для сварки и сборки кузова автобуса, для покраски и металлообработки. Еще три года назад никто не верил, что такое вообще возможно. Но у нас получилось. Мы лидируем по уровню автоматизации среди российских производителей. Сегодня завод выпускает продукции в два раза больше, чем в 2018 году. Мощности хватает, чтобы из его цехов выезжало по два новых автобуса в сутки! А если говорить о двух наших научно-производственных комплексах, в Волгоградской и Владимирской областях, их совокупная производственная мощность составляет до 3000 автобусов в год. И их можно увидеть в ста городах России. Думаю, тут есть чем гордиться. — То есть последствия локдауна преодолены? — Да, по-моему, все получилось. Хотя из-за закрытия границ в связи с пандемией коронавируса мы не могли получить необходимые детали от наших китайских коллег и завод почти четыре месяца простаивал, сегодня нам удалось нарастить объемы производства. У нас заключен контракт на производство машинокомплектов с французской компанией Bollore. А не так давно у «Волгабаса» появился новый инвестор, который выкупил 25% акций предприятия. Надеюсь, с новыми партнерами производство будет развиваться еще быстрее и эффективнее. — А людей во время карантина сокращать пришлось? — Нет, на заводе никого не сокращали и не увольняли. Мы сохранили примерно 90% коллектива, выплачивали людям зарплату даже тогда, когда им не приходилось ходить на работу. Но где-то 8% сотрудников уволились по собственному желанию — у кого-то так сложились семейные обстоятельства, кто-то нашел новую работу. Вообще, у нас неплохие условия труда на производстве: есть возможность обучения, если предстоит работать со сложным современным оборудованием, есть доплаты за вредность для тех, кто, например, трудится в сварочном цеху. Так что мы приглашаем не только журналистов, но и сотрудников — сейчас у нас наблюдается дефицит рабочих рук, хотелось бы расширить штат. — Расскажите подробнее про экспортные машины. Чем российские автобусы заинтересовали французов? — Сразу уточню — французским коллегам мы поставляем не готовые автобусы, а машинокомплекты электробусов, то есть кузов на шасси с установленным двигателем, карданным валом и элементами рулевого управления. Внутреннее оснащение происходит на производстве во Франции, таковы условия контракта. Французский проект — это электробусы с системой ночной зарядки. Ночью в течение четырех часов машины заряжаются, а потом без подзарядки могут проезжать 350–400 километров. Десять полностью оснащенных опытных электробусов с системой ночной зарядки мы поставили в Петербург. Ночная зарядка — очень перспективная и экологичная технология, но, к сожалению, не каждый малый город может позволить себе иметь инфраструктуру для электробусов. Думаю, приоритетная задача сейчас — сделать электробусы доступными для малых и средних городов, где тоже остро стоят проблемы экологии. — А у общественного транспорта на водороде хорошие перспективы? — У транспорта на водородном топливе есть две ключевые проблемы — отсутствие достойной инфраструктуры и дороговизна самого топлива. Если они будут решены, водородный транспорт станет очень перспективным. Сегодня лидеры по производству машин на водороде — Япония, Корея и Северная Америка. — Япония и США и беспилотный транспорт активно развивают. А ваш проект компактного беспилотного автобуса «Матрешка» совсем заглох? — «Волгабас» — коммерческое предприятие; чтобы развиваться, платить людям зарплату, мы должны зарабатывать. А рынка беспилотных автобусов в России пока просто нет. Нет у нас и инфраструктуры для беспилотного транспорта. Поэтому мы к беспилотникам сдержанно относимся. Но «Матрешка» — отличный проект, мы думаем в этом направлении, просто не так интенсивно, как в других. Рассматриваем пока парковые беспилотники — транспортные средства, которые нужны для поездок по ограниченным, замкнутым территориям, а не для следования по маршрутам городских автомагистралей. — Кто основные конкуренты «Волгабаса»? — Отечественный автобусный рынок небольшой; все друг друга знают и предпочитают называть не конкурентами, а коллегами. «Волгабас» уверенно занимает 15–20% рынка. Про остальных вы наверняка тоже слышали — это КАвЗ, ПАЗ, МАЗ, ЛиАЗ. Иногда приходят и новые игроки, но это очень непростой рынок. Только на моем веку более 70 автобусных проектов шумно запустились, а вскоре тихо исчезли. Те же, кто, несмотря на все трудности, остается, старается сделать автобусы удобными и безопасными. — Автобусы проходят тесты на безопасность? — Конечно! Если в США работает «заявительная» система — производитель заявляет, что его автобус отвечает требованиям безопасности, то в Европе и России существует обязательная сертификация. Все автобусы должны соответствовать определенным стандартам и быть сертифицированы. Наши автобусы проходят жесточайшие испытания на полигоне НАМИ, они не просто объявляются безопасными, а доказывают свою безопасность. Контрольные испытания автобусов Volgabus продемонстрировали превышение требуемых показателей прочности на 70%! — Главная проблема российского рынка автобусов сегодня — это… — Планирование! Каждый российский город совершает подвиг, проводя транспортные реформы, заменяя устаревшие машины более современными, комфортными, экологичными. Но где-то вдруг решают обновить парк небольших автобусов, где-то сначала инвестируют в маршрутки-газели, а потом постепенно заменяют их автобусами, где-то решают запустить несколько электробусов. Выстроить системный процесс не всегда получается. Но, кажется, ситуация начинает меняться: сегодня проблемы общественного транспорта обсуждаются уже на государственном уровне. Возможно, скоро обновление парка автобусов станет системным не только в столице, но и в других городах России. — Каким вы видите общественный транспорт будущего? Ну, если пофантазировать и представить, что мы на машине, нет, лучше на автобусе времени перенеслись на 20, 30, 50 лет вперед. — Фантазировать — прекрасно! Мы нафантазировали в свое время «Матрешек» — модульные системы беспилотного транспорта для перевозки грузов и людей; этот проект получил премию «РАФ-2018» в номинации «Лучшая инновация». Наверное, наши фантазии заметили и оценили не только в России: компактные беспилотники, подозрительно похожие на «Матрешек», начали появляться на мировом рынке беспилотных транспортных средств. Думаю, будущее за общественным транспортом большой вместимости и очень компактными беспилотниками. Но не исключаю и того, что лет через пятьдесят мы придем к бестранспортному перемещению внутри своих локаций, будем жить в районах, напоминающих пешеходные барселонские кварталы, куда запрещен въезд транспорта. Но давайте лучше представлять, что люди будут много общаться и путешествовать. У «Волгабаса», кстати, есть отличные туристические автобусы, красивые и комфортабельные: на них можно объехать весь мир. Беседовала Наталья Сысоева Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»