Российский автопарк ставит крест на отказе от АИ-92
Отказ России от АИ-92 маловероятен, заметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Эксперт Юрий Антипов предсказал «скорый уход» АИ-92 с рынка.
Якобы данный бензин скоро станет редкостью по причине двигательных тенденций: для современных моторов данное топливо потенциально опасно и создает риск их разрушения.
Смена автопарка в РФ должна привести к отказу от АИ-92, как это уже случилось с АИ-80.
Данный тезис можно допустить только теоретически. Новые марки топлива действительно сменяют старые, но смена автопарка идет медленно, а передовые технические решения доходят до среднего потребителя в течение десятилетий.
Россия не будет отказываться от АИ-92
«Разница между АИ-92 и АИ-95 заключается в детонационной стойкости. У АИ-92 такой показатель меньше, поэтому он приспособлен к менее мощным двигателям с меньшей степенью сжатия», - констатирует Фролов.
Главным преимуществом АИ-92 является стоимость, из-за чего данное топливо занимает 40% российского рынка.
«АИ-95 отстает от АИ-92 очень сильно, а конкуренцию ему составляет только дизельное топливо. Большая часть автомобилей, которые эксплуатируются на российских дорогах, работают на АИ-92. Присутствует много современных автомобилей, в спецификации которых допустимо использования АИ-92 в качестве топлива», - резюмирует Фролов.
Средний возраст автомобиля в РФ составляет 13 лет, и в ближайшие годы он не снизится.
«Доминирующее положение АИ-92 определяется спросом, который в свою очередь определяется ценой топлива и технической возможностью его потребления конкретным двигателей. Исходя из этих параметров, сложно представить причину отказа России от АИ-92. Его присутствие на рынке объясняется экономическими причинами», - заключает Фролов.
Нет смысла сравнивать ситуацию в России и Европе, где доля АИ-92 ниже. К тому же, далеко не везде: европейские экономики разные, и что характерно для Германии не подходит для Польши, Прибалтики и Румынии.
«Существует объективная действительность. В России средний возраст автомобиля составляет 13 лет, а в Евросоюзе – 11 лет. В Европе также нечасто меняют автомобили, пусть это и зависит от страны. На Западе от АИ-92 никто не отказался, но существует разница между номенклатурой топлива в России и другими странами», - констатирует Фролов.
За границей бывает другая градация бензинов, не такая как в России: АИ-76 (ушел в прошлое), АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100.
«Российский АИ-95 и иностранный 93-й бензин могут быть одним и тем же топливом», - резюмирует Фролов.
Спрос определяет предложение
Внутрироссийский спрос определяет предложение бензина в стране. Из 40 млн тонн бензина, которые производятся в России, порядка 35-36 млн тонн потребляются на внутреннем рынке, а на экспорт уходит минимум.
«Российский бензиновый экспорт идет в основном на Балканы, где среднему автомобилю 17 лет, поэтому никто в РФ не будет ориентироваться на внешний рынок, а будут смотреть на внутренний, где АИ-92 продолжает доминировать», - констатирует Фролов.
Благосостояние людей с 2014 года снизилось, только в 2018-2019 годах удалось остановить падение реальных доходов населения, однако в 2020 году случилась новая волна этой тенденции из-за «коронакризисных событий».
Данное обстоятельство напрямую влияет на перспективы перехода российского автопарка на более совершенную технику.
«Россия обладает одним из самых дешевых бензинов в мире, пусть и население раздражает даже минимальный рост цен. Это создает особую реальность, в которой приходится работать топливным компаниям. Стоимость бензина в РФ повышается в пределах инфляции, исключением был 2018 год, когда на топливном рынке случился кризис», - заключает Фролов.
Только повторение темпов роста нулевых годов может заставить Россию задуматься о переходе с АИ-92 на АИ-95.
Условий для отказа от АИ-92 нет
«Не стоит забывать про АвтоВАЗ, особенно ту часть его моделей, которая больше не производится. «Лада» остается наиболее популярной маркой в РФ, и я не знаю ни одной ее машины, которая бы не ездила на АИ-92, поэтому для смены марок бензина, нужно не только обновление автопарка в стране, но и наиболее популярных моделей», - резюмирует Фролов.
Цены на автомобили резко подскочили, из-за чего внедрение новых технологий будет задержано. Можно долго рассуждать о целесообразности замены АИ-92 на АИ-95, но российская экономика диктует другую реальность.
«Аналогичная история с популярными западными производителями: их движки могут ездить на АИ-92. Если АвтоВАЗ вдруг возьмет и перейдет на установки, потребляющие только АИ-95, то его продажи резко сократятся», - констатирует Фролов.
Никто в России не собирается отказываться от двигателей, которые работают на АИ-92, поэтому данный бензин останется на рынке..
«Крупнейшие производители в России могут взять и начать производить только АИ-100, но они на это не пойдут», - заключает Фролов.
Техническая возможность для перехода существует, но для топливных компаний главное спрос, а он есть на АИ-92. Ни один бизнес не будет отказываться от товара, который приносит ему максимальную прибыль.