Войти в почту

Британские автопроизводители разоряются из-за нулевых выбросов СО2

Производители автомобилей будут вынуждены закрыть, продать или перепрофилировать заводы, производящие автомобили с двигателями внутреннего сгорания, чтобы не остаться с «безнадежными активами», поскольку власти Великобритании встали на десятилетний курс электромобилестроения с целью сокращения выбросов углекислого газа. Об этом 27 января 2020 года пишет Джаспер Джолли в своей статье «Гонка продолжится, несмотря на то, что автопроизводителям придется закрыть, продать или перестроить заводы по производству двигателей внутреннего сгорания» для The Guardian.

Производители традиционных автомобилей в настоящее время страдают от убытков, потому что снижение роста продаж автомобилей сказывается на стоимости заводов по производству двигателей внутреннего сгорания, которые, как предупредил ведущий аналитик, «по сути являются малоэффективными активами».

Аналитик инвестиционного банка Jefferies Филипп Ушуа сказал, что цены на акции автопроизводителей будут в значительной степени зависеть от их способности избежать потерь в активах, связанных с ископаемым топливом. «Если вы хотите стать успешным производителем автомобилей, вам нужно найти способ сократить свои активы, связанные с ископаемым топливом, быстрее, чем вы собирались это делать при постепенном переходе на электромобили», — отметил он.

Отрасль уже значительно отступила от бензина и дизеля в сторону электромобилей из-за новых правил ЕС, которые установили ограничение на средний выброс углекислого газа в 95 г/км для всех проданных автомобилей. Великобритания обязалась сохранить свой режим выбросов на эквивалентном или более высоком уровне после окончания переходного периода, связанного с Brexit.

Новые законы привели к быстрому увеличению продаж электромобилей, поскольку автопроизводители изо всех сил пытались избежать штрафов в размере сотен миллионов евро. Несмотря на штраф в размере около 270 миллионов евро (248 миллионов фунтов стерлингов) концерн Volkswagen уже признал, что не достигнет своей цели на 2020 год.

27 декабря 2020 года компания BMW объявила, что в период до 2023 года построит на 250 000 электромобилей больше, чем планировалось ранее. Генеральный директор компании Оливер Зипсе сказал, что он хочет, чтобы к 2023 году примерно 20% продаваемых автомобилей были электрическими, по сравнению с 8% 2020 году.

По данным автомобильного аналитика из Берлина Матиаса Шмидта, за период с начала 2020 года по ноябрь месяц в Западной Европе было продано более 560 000 электромобилей с аккумуляторными батареями. На электромобили на аккумуляторных батареях пришлось 8,7% от общего объема продаж автомобилей в ноябре по сравнению с 2,7% годом ранее.

Несмотря на то, что целевой показателя выбросов СО2 концерном Volkswagen не был достигнут, их автомобиль ID.3 стал самым популярным автомобилем в Европе: в октябре было продано 10 500 автомобилей, хотя это по-прежнему составляет около трети продаж бестселлера Volkswagen Golf.

В 2021 году правила ЕС станут немного жестче, но автопроизводители уже наметили две ключевые цели в следующем десятилетии. Автопроизводители должны будут сократить выбросы углерода на 15% в период с 2021 по 2025 год и на 37,5% с 2030 года — требование, которое приведет к быстрому сокращению массовых продаж двигателей внутреннего сгорания.

Однако ожидается, что будут введены еще более жесткие правила, поскольку ЕС стремится к 2050 году добиться нулевых выбросов парниковых газов. Осенью 2020 года официальные лица ЕС предложили снизить вдвое выбросы, производимые автомобилями в течение десяти лет.

Транспортная и экологическая группа ЕС (T&E) призвала в 2035 году установить окончательную дату продажи всех автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в Европе, аналогичные меры приняты и в Великобритании. Прогнозы T&E говорят о том, что текущие цели вынудят автопроизводителей замедлить выпуск электромобилей, что, по мнению группы, станет для Европы упущенной возможностью сохранить лидерство над конкурентами, включая Китай.

Директор группы T&E по автомобильной отрасли Юлия Полисканова заявила: «Существующий «электрический импульс» может иссякнуть уже в 2022 году, если не будут введены более строгие правила по выбросам CO2».

Профессор экономики и бизнеса в Университете Бирмингема Дэвид Бейли сказал, что вероятность введения еще более жестких правил повышает риски появления неэффективных активов, особенно для немецких автопроизводителей, которые расплачиваются за то, что выбрали «неправильный путь» крупных инвестиций в дизели. Затем дизельную промышленность потрясли дорогостоящие скандалы с мошенничеством с выбросами, хотя и связанные с вредными оксидами азота, а не с диоксидом углерода.

«Вы увидите огромные инвестиции немецких производителей в электромобили, но у них есть огромные затопленные активы в дизельных двигателях, — пояснил он. — Они пытаются извлечь какую-то прибыль из своей существующей линейки, инвестируя в новые технологии».

Бейли добавил, что «большая проблема» для автомобильной промышленности и рабочих скрывается в цепочке поставок у тех компаний, у которых не хватает гибкости для того, чтобы легко отказаться от производства деталей для двигателей внутреннего сгорания.

Переход также может вызвать болезненную перестройку отрасли для рабочих-автомобилестроителей, в том числе в Великобритании. Руководители профсоюзов подчеркивают необходимость государственной поддержки для перевода производства на заводах, производящих двигатели внутреннего сгорания, на электрические технологии, иначе они рискуют потерять тысячи рабочих мест, когда технологии двигателей внутреннего сгорания станут не жизнеспособными.