Войти в почту

Каждый 18-й автомобиль в России произведен еще при СССР

26 декабря 2020 года исполнилось 29 лет со дня распада СССР. Есть повод точно определить, сколько же еще транспортных средств, произведенных в советское время, все еще числятся (именно значатся, а не эксплуатируются – авт.) в автомобильном и мотоциклетном парках нашей страны. Так, из 50,08 млн (по скорректированным данным «Автостат Инфо») зарегистрированных в стране единиц автотехники 5,5% произведены до 1992 года, т.е. еще во времена СССР.

Каждый 18-й автомобиль в России произведен еще при СССР
© Автостат Инфо

В физических единицах по состоянию на 1 июля 2020 года это количество составляет 2,77 млн. шт. Таким образом, каждое восемнадцатое транспортное средство в России, выпущено еще во времена СССР.

Среди грузовиков машин выпуска советского периода – 307,1 тыс. (11,9% от всего грузового парка) из которых только 42,5 тыс. (13,8%) иномарок, включая 19,2 тыс. грузовиков «большой европейской семерки» и 15,5 тыс. праворульных «японцев» (преимущественно 1991 года выпуска), ввезенных уже в более поздний период. Из отечественных марок времен СССР «львиная доля» приходится на «КАМАЗы» (105,9 тыс.), «ГАЗ» (94,8 тыс.) и «ЗИЛ» (34,8 тыс.). Так, например, один из самых массовых грузовиков советского периода «ЗИЛ-130»/«-4314» выпуска до 1992 года, которые имеются в количестве 17,6 тыс. шт. (из 63,3 тыс. грузовиков данной серии остающихся в парке), и до сих успешно трудятся в сельском хозяйстве, в том числе и, потому что продолжают попадать на рынок с армейского хранения.

Среди автобусов таковых долгожителей времен СССР 13% от всего парка, что эквивалентно 45,9 тыс. машин. Впрочем, они по закону уже не могут эксплуатироваться как коммерческие транспортные средства, но лишь как частные машины. Иномарок среди них – 8,13 тыс. шт. (2,3%), причем, 7 тыс. из них приходится на самые массовые европейские марки (MAN, Neoplan, Mercedes-Benz, Setra, Scania, Volvo), тогда как автобусов самой известной во времена СССР импортной венгерской марки Ikarus сохранилось лишь 117 ед.

Из советских марок наибольшее количество автобусов-ветеранов приходится на «Кубань» (на грузовом шасси «ГАЗ-53А» — 30,3 тыс. шт., «КАвЗ» — 4,1 тыс. ед., «ПАЗ» - 2,25 тыс. ед., а также «ЛАЗ» — 624 ед. и «ЛиАЗ» — 254 ед. Характерно, что сохраняющие и в наши дни достаточно высокие объемы производства, а значит и обновления парка марки «ПАЗ» и «ЛиАЗ» среди «ветеранов» ходят не в лидерах.

А вот в парке легких коммерческих автомобилей – «советских» лишь 3,4% или 122,1 тыс. шт., что вполне объяснимо тем, что выпуск полуторки «Газель» начался лишь в 1994-м. Иномарок среди машин выпуска до 1992 года – 90,1% или 90,1 тыс. ед. из которых лидируют Volkswagen (28,2 тыс. ед.), Toyota (19,4 тыс. ед.), Ford (13,9 тыс. шт.), Mercedes-Benz (8,8 тыс. шт.), Nissan (4,7 тыс. ед.), а также Mitsubishi (4,1 тыс. ед.). Среди советских марок лидируют «УАЗ»( 27 тыс.ед.), «РАФ» (3,65 тыс. ед.), «ЕрАЗ» (388 ед.), но также и «ГАЗ (980 ед.» «Газелей»).

Среди пикапов (крайне непопулярная при СССР категория машин, хотя формально обе наиболее массовые развозные модели («каблучки») марки «ИЖ» относят именно к пикапам доля машин выпуска до 1992 года составляет 30,6 тыс. шт. (6,5%), а доля иномарок среди них составляет 18%. На марку «ИЖ» приходится 25 тыс. пикапов (из которых модель «ИЖ-2715» составляет 24,9 тыс.), а на марку Toyota – 4,4 тыс. Интересно, что официальные закупки пикапа Toyota Hilux начались еще при СССР – в 1988 году, впрочем, его доля оказалась столь большой не поэтому, а потому что как и прочие праворульные иномарки он стал заводиться в страну в подержанном виде через Приморье.

Наименьшая же доля «советских» машин зафиксирована среди легковых автомобилей – всего 5,3%, хотя по физическому объему их больше всего – 2 млн 296,7 тыс. Иномарок в этом парке – почти треть (33,1%) или 759,2 тыс., а лидируют: Volkswagen (156,2 тыс.), Audi (140,9 тыс.), Opel (85,1 тыс.), Toyota (64 тыс.), Mercedes-Benz (56,6 тыс.) и Ford (54,4 тыс.) Из советских марок в лидерах, конечно, «ВАЗ» (LADA) — 1 млн 296,3 тыс., а за ним следуют АЗЛК («Москвич»)— 118,6 тыс. (из которых почти 44 тыс. — «АЗЛК-2141» и 71,3 тыс. —«АЗЛК-412» и всего 1,5 тыс. — «АЗЛК-2140», что, определенно означает «приплюсованность» сюда большей части 412-х седанов ижевского производства), «ЗАЗ» —31,2 тыс. (21 тыс. «Запорожцев»), «ИЖ»— 26,4 тыс. (включая 25,9 тыс. «ИЖ-2125 «Комби»), «УАЗ» — 24,3 тыс., «ГАЗ» (преимущественно «Волга») — 23,4 тыс.