BioUltra — экологически чистый поезд будущего
В мире развивается несколько концепций внедрения более экологичных железнодорожных подвижных составов, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду.
На смену давно эксплуатируемым электровозам спешат поезда, работающие на водороде и биогазе. Последний вариант скоро появится в Великобритании. Водородные двигатели наиболее интересны в долгосрочной перспективе. Они практически не выделяют вредных веществ, однако производство водорода пока дорого и технологически несовершенно.
На этом фоне в переходный период лидирующие позиции могут занять поезда, силовые установки которых работают на газе. Речь идет не о природном, добываемом из скважин. Горючее можно получать также из растительных остатков, просроченных продуктов питания, отходов жизнедеятельности людей и животных, из любой органики, подверженной процессам гниения. При разложении веществ образуется биогаз (например, метан), который при сгорании выделяет гораздо меньше вредных веществ, чем широко распространенные дизельные моторы.
Одними из первых экологичный поезд собираются пустить власти Великобритании. В стране действует амбициозная программа по радикальному снижению углеродного следа к 2040 году. Уже разработано транспортное средство. Это вагон BioUltra. Он является детищем группы инженеров под руководством компании из Вустера Ultra Light Rail Partners. Проект курируется правительственным агентством по финансированию исследований Innovate UK. На разработку выделен грант в размере 60 000 фунтов стерлингов.
Важно понимать, что BioUltra — это не частный эксперимент и не чья-то прихоть. В Великобритании до сих пор много участков железных дорог, на которых еще нет электрификации. Поэтому значительную часть парка составляют дизельные единицы. Правительством утвержден план поэтапного отказа к 2040 году от дизельных поездов с переходом на альтернативные технологии, использующие батареи питания, водород, биогаз. Подвижной состав, работающий на биометане, не будет выделять в среду диоксид азота (это очень токсичный элемент). Кроме того, метан не имеет запаха, поэтому не будет отравлять округу неприятными миазмами.
BioUltra видится экономически целесообразным проектом, который можно эксплуатировать на ранее не очень рентабельных маршрутах. Уже скоро экологичный поезд пройдет испытания в реальных условиях в окрестностях второго по величине города страны Бирмингема. Он соединит города Стоурбридж и Бриерли-Хилл в Мидлендсе, а также станции Грейт-Малверн и Вустершир-Паркуэй в курортной местности на востоке Англии.