Войти в почту

Сименс «изобрёл» трамвай по русскому образцу

Электрический трамвай по сей день считается одним из самых удобных видов городского транспорта. Быстрый, надёжный, экологичный, а сколько романтических историй с ними связано! За всё это мир обязан русскому инженеру Фёдору Пироцкому, который ещё в конце XIX века сумел «подружить» электричество с железнодорожным транспортом.

Сименс «изобрёл» трамвай по русскому образцу
© Парламентская газета

Пироцкий родился в семье городовых казаков в Полтавской губернии, но вырос и учился в Санкт-Петербурге. В юности стал артиллеристом и был переведён на службу в Киев. Там и состоялось судьбоносное знакомство Фёдора Пироцкого со знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который и увлёк юношу инженерной наукой. В 1875 году под Петербургом Пироцкий запустил первые вагоны на электрической тяге — для эксперимента изобретатель электрифицировал около версты пути. А уже через пять лет петербуржцы дивились на новое чудо техники: трамвай, приводимый в движение силой тока, а не взмыленного коня!

Среди тех, кто с большим интересом отнёсся к изобретению нашего инженера, был и Карл Сименс«.

Этот опыт стал событием для всего мира. Среди тех, кто с большим интересом отнёсся к изобретению нашего инженера, был и Карл Сименс — немецко-российский предприниматель, один из братьев Сименсов, открывших одноимённую фирму, которая к нашему времени превратилась в огромную корпорацию, выпускающую технику, оборудование и транспорт. А тогда, в 1880 году Карл Сименс подробно расспрашивал Фёдора Пироцкого об устройстве трамвая, чтобы затем воспроизвести придуманную им технологию. А через год немцы открыли первую постоянную электрическую трамвайную линию в Берлине.

А вот в самом Петербурге у электрического трамвая были ярые противники — владельцы конок. Они добились законных преференций, чтобы на улицах прокладывали пути только для их линий. Но Пироцкий и тут проявил смекалку, решив проложить рельсы и контактные столбы по замёрзшей Неве!

Но Пироцкий и тут проявил смекалку, решив проложить рельсы и контактные столбы по замёрзшей Неве!»

Причём у его дороги было целых три линии, например можно было проехать с Суворовской площади до Петроградской стороны. В таком виде зимний ледовый трамвай работал вплоть до 1910 года. А на петербургских мостовых детище Пироцкого стало полноправным участником дорожного движения в 1907 году. Ещё раньше, в 1892 году, электрические трамваи зазвенели на улицах Киева — это был первый запуск постоянных трамваев в Российской империи.

В числе изобретений Фёдора Пироцкого были и другие. Например, ещё до экспериментов с электричеством он разработал новый тип доменной и пекарной печей. Он же стал первым прокладчиком подземного электрического кабеля от петербургского пушечного литейного завода до Артиллерийской школы. После этого он расписал проект централизованной подземной городской электросети.