Изменения приведут к обновлению станций техосмотра
Новые правила прохождения техосмотра, согласно которым от него полностью освобождаются легковые автомобили младше четырех лет, вызовут неоднозначную реакцию автолюбителей, рассказал ФБА «Экономика сегодня» российский автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Новые требования к безопасности автомобиля при прохождении технического осмотра появятся в Российской Федерации. Министерство внутренних дел РФ составило перечень соответствующих поправок, которые вступят в силу с 1 марта текущего года. Согласно обновлениям, количество которых достигает 80 штук, автолюбители не смогут пройти техосмотр при подтеках тормозной жидкости. Нарушении герметичности трубопроводов и затруднении поворота руля.
В экспертном сообществе неоднозначно восприняли подобную инициативу. Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в эфире НСН предположил, что новые правила ничего не изменят, кроме размера взяток на рынке техосмотра, потому что компании, оказывающие такие услуги, не несут ответственности за итог свое работы.
Неисправности, перечисленные в требованиях МВД России, напомнил Похмелкин, «уже влекут административную ответственность для водителей, но они не имеют отношения к реальному состоянию автомобиля и безопасности движения». В связи с тем, что «техосмотр «серый» и создавался для того, чтобы на нем можно было заработать», уверен Председатель движения автомобилистов России, предложения носят «формальный характер и ничего не дадут реально».
Автоэксперт Вячеслав Субботин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», полагает, что новые правила проведения технического осмотра не отразятся на статистике дорожно-транспортных происшествий, так как доля аварий из-за неудовлетворительного технического состояния автомобиля (НТС) невелика и составляет не более 2% от общего числа.
«Изменения не имеют никакого отношения к безопасности, аварийности, числу погибших. Новые правила к тому же могут в первое время принести неудобства автолюбителям, потому что нужно будет обязательно приезжать для фото или видео фиксации. Скорее всего, сделать это не всегда получится в любое время.
К тому же ужесточенные требования могут привести к сокращению пунктов технического осмотра, исчезновению недобросовестных, что спровоцирует образование очередей», - прокомментировал обновления автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Эффективность покажет время
В МВД РФ подчеркивают важность такого нововведения и отмечают, что отсутствие технического осмотра или выявленные несоответствия автомобилей обязательным требованиям безопасности транспортных средств приведут к аннуляции, диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, что позволит сократить количество организаций, предоставляющих справки о фактически не оказанных услугах, а также приостановить практику выдачи фиктивных диагностических карт без проведения техосмотра.
«Алгоритмы проверок, которые организовывают сейчас, несовершенны. То, что предлагают некоторые операторы, устарело. Необходимое оборудование должно быть только у авторизованных специализированных сервисов, а не в пунктах технического осмотра на базе ГИБДД. Те пункты, которые были в 1980-е годы, требуют обновления, чтобы сейчас давление в шинах, как в СССР, не проверяли ударом ноги.
Современный автомобиль можно проверить только на дорогом оборудовании, снабженном всем программным обеспечением завода-изготовителя транспортного средства. Речь о диагностике тормозной системы, мотора, оптики и даже дворников. Существуют алгоритмы, зашитые в программное обеспечение», - объяснил автоэксперт.
Общая база данных сократит фиктивную статистику
Данные об аннулировании фиктивных карт будут заноситься в единую автоматизированную информационную систему техосмотра, в результате чего оператора услуги, выдавшего свидетельство о ее предоставлении, привлекут к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В Министерстве внутренних дел подчеркивают, что оформление диагностических карт организуют в электронном виде в системе технического осмотра с обязательным фотографированием транспортного средства до и после техосмотра в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии.
Кроме фото в систему попадет информация о месте расположения авто на момент осмотра, дата, время начала и окончания операции. Доступ к системе на федеральном и региональном уровнях получат сотрудники Госавтоинспекции, которые по защищенным каналам смогут обменивается данными с профессиональным объединением страховщиков. В качестве идентификатора сведений о результатах проведения техосмотра используют номер диагностической карты автомобиля или один из реквизитов транспортных средств. При этом оформленная диагностическая карта будет подписана электронной подписью технического эксперта, проводившего осмотр, а водители по желанию смогут получить диагностическую карту в бумажном экземпляре.
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин уверен, что при внедрении новых правил нельзя допустить сокращения полномочий Российского союза автостраховщиков (РСА), который сейчас внимательно следит за аккредитацией операторов техосмотра. Сохранение взаимодействия, повышение финансовых возможностей РСА, а также увеличением переходного периода для подтверждения аккредитации с одного года до двух и право выдачи аккредитации без выездной проверки проверенным временем операторам позволит сохранить баланс при реформировании системы техосмотра.