Посмотрите, вот он без страховки идет. Тест-драйв Kia Sportage Black Edition на Байкале
Если следовать логике периодичности выпуска новых поколений автомобилей KIA, то сегодня прочность льда на Байкале должен был проверять Sportage пятого поколения. Но не случилось, и корейцы неожиданно выкатили «черную» версию кроссовера хорошо известной, четвертой генерации.
Текст и фото: Кирилл Савченко
Любителей побрюзжать на тему «В Россию вечно поставляют всякое старье и неликвид…» сразу разочарую. Производители поступили абсолютно честно, выпустив Black Edition (в Корее – Sportage Gravity, в США - Nightfall Edition) на все рынки, где продается Sportage. Причем, за океаном минимальная доплата за рояльный лак и прочее чернение экстерьера – 1500 долларов.
Если коррелировать с нашей, то выходит куда больше. Итак, пакет Black Edition в России ставится только на комплектации Prestige и Premium. Первая доступна как с мотором 2,0 л, так и с 2,4 л. Здесь подорожание составило символические 10 тыс. рублей и теперь такие кроссоверы стоят 2 134 900 и 2 234 900 рублей соответственно.
Вторая, Premium, доступна лишь с двигателем 2,4 л и вот тут пакетированной версии назначили цену на 10 тыс. рублей меньше, чем была – в 2 444 900 рублей. Впрочем, уточним, что в суммарном выражении Sportage с этим пакетом обойдется на 345 000 рублей или 4 600 USD – дороже, чем комплектация LUX+, которая уж точно не бедная.
Что кроется за этим далеко рискованным, как с позиции маркетинга, так и с точки зрения неискушенного потребителя шагом попробуем разобраться позже. А пока стартуем из Иркутска на северо-восток, чтобы пройти четыре четверти пути до Улан-Удэ не только по дорогам, но и по льду Байкала, пересекая его в самой широкой точке. Естественно, оценив новшества черного стайлинга одного из самых популярных кроссоверов и уже известные его преимущества.
Никаких кардинальных технических изменений в пакетированном Sportage вы не увидите, что вполне естественно. Вкладываться в них под занавес выпуска поколения было бы полным расточительством. Но кое-что новое, прежде всего из электроники, все же найдется, правда, лишь за океаном. Например, тем же американцам установили спутниковый ресивер для приема радио.
Нам, равно как и корейцам, предложили немного иной вариант, точнее внешний стайлинг-пакет одинаковый как для Prestige Black Edition так и для Premium Black Edition. Принципиальная разница, как и было, кроется в моторах и дополнительном оснащении.
Узнаваемость стайлинговой комплектации гарантирована, и в этом огромный плюс для потенциального покупателя-индивидуалиста. Немного черного подчеркивающего любой другой цвет и фигуру – такая же классика, как и маленькое черное платье от Шанель. Причем, данным приемом пользовались почти все известные автопроизводители: от американцев до японцев. И да, чаще всего он был беспроигрышным.
В случае с KIA Sportage экстерьер получил черные боковые молдинги и накладки на бамперы, решетку радиатора в стиле Black Edition, притемненные эмблемы KIA и AWD и черные рейлинги на крыше. Довершают картину черные колесные диски о 17 дюймах с шинами размерностью 225/60 R17.
Очень недурно, но справедливости ради замечу, что на байкальском льду, когда под тобой почти километр, а то и больше, хоть и чистейшего, но безмолвия, любой автомобиль произведет впечатление героического, неистового и уникального. Впрочем, Sportage для KIA в России таковым и является хотя бы потому, что лидировал по продажам в модельном ряду кроссоверов марки.
Можно до хрипоты спорить о неоднозначной «мультяшной» внешности, сетовать на отсутствие цифровой приборки и устаревший дизайн передней панели, но по части надежности и комфорта Sportage 4-поколения за пять лет на рынке показал себя с самой положительной стороны. Правда лично мне кажется, что автомобилю стоимостью за два миллиона рублей не пристало иметь лишь механические регулировки водительского кресла.
И все же в вояже по замерзшему озеру основное значение имеют правильные технические решения и базовый комфорт. Хотя да, обогрев руля и кожаных кресел при минус 15 за бортом, усиленных пронизывающим ветром, совершенно не лишние.
Не лишние, а точнее обязательные элементы для такого экстрима – возможность заблокировать муфту полного привода и шипованная резина. В нашем случае делаем реверанс в сторону «девятой Хакки» от Nokian. Переметы на дорогах с гололедной подстилкой, да и просто лед – ей все едино! Естественно, при отсутствии откровенно опрометчивых действий водителя.
Сопки с табунами лошадей на вольном выпасе и асфальтированная трасса остались позади. От поселка Сахюрта на материковом побережье до острова Ольхон чуть более двух километров на пароме или по льду. Далее на острове есть дорога до поселка Хужир. Мы же проходим весь 40-километровый маршрут до места ночевки вдоль Ольхона, по отмеченному вешками зимнику. Здесь нет ДПС, зато безраздельно властвуют крутые парни из МЧС, носящиеся на своих вездеходах и катерах на воздушной подушке.
Их слово – закон для всех выехавших на лед. Байкал разгильдяйства не прощает, а толщина льда обманчива. Метр-два в сторону и можно провалиться. Потому ремни безопасности всегда отстегнуты, а вот верхняя одежда застегнута. В случае попадания в воду она сыграет роль спасжилета и позволит дольше продержаться в воде за счет воздушного пузыря.
Испещренный как триплекс трещинами лед все же прочный, а сами они появляются в результате перепадов температур и тектонических процессов в дне Байкала, которые не прекращаются с момента образования озера. Кое в каких местах лед пронизан замерзшими пузырьками метана, выделяющимися со дна. Такого не увидишь нигде, равно как и бело-голубые ледяные наплески по берегам. Потому туристов, даже в нынешние ковидные времена, хоть отбавляй.
Держать полосу на Sportage и не вилять по всей ее ширине не составляет труда. Четкое рулевое и полный привод дают о себе знать. Обзорность для таких путешествий у автомобиля отменная, хотя обогрев заднего стекла приходится включать постоянно. Снежная крошка из-под задних колес моментально забрасывает дверь багажника. Не хватает и нитей обогрева в лобовом стекле, потому пускаю на него мощный воздушный поток от печки.
Следить за приборами практически нереально – все внимание на дорогу. Чуть засмотрелся по сторонам, и торчащий в перемерзшей трещине торос может легко пропороть шину. Попутно думаю о том, что в условиях холода привычные кнопки управления и аналоговые приборы приносят куда меньше сюрпризов, нежели цифровые панели. И это вовсе не олдскульные заморочки, а скорее практика: в экстремальных условиях доверяй тому, что попроще.
Сорок км по льду до мыса Шаманка, все равно что 200 по грунтовой дороге. Точно, не увеселительная прогулка, но красоты вокруг того стоят. Движение только колонной, с расстоянием не менее, чем в 50 м между машинами. Так безопаснее. Рации на Байкале – мастхэв, сотовая связь дело ненадежное, хотя и присутствует. Почти три часа пути и, наконец, колонна «Спортажей» взбирается на крутой берег Ольхона. Среди старых деревянных домишек даже одноэтажный гостевой комплекс с шале смотрится как нечто суперсовременное. Но главное, в нем тепло и уютно.
На телефон приходит СМСка от МЧС, что утром погода резко испортится. Метель с ветром занесла наезженную за прошедшие сутки дорогу от Ольхона до Усть-Баргузина, в воздухе снежное марево, и ориентироваться приходится только по торчащим вешкам из сосенок. Но и они уже слабо помогают.
За ночь появились новые широкие трещины, хоть и прихваченные морозом, но которые приходится объезжать, накатывая лишние километры. А то и вовсе перелетать их на максимальном ходу, с разгона, переключая 6-ступенчатую АКП в ручной режим. Трекшн-контроль в этом случае нужно отключать. В KIA Sportage это реализовано через меню, что вызывает раздражение: нет бы кнопкой – надежно и быстро!
К чести кроссовера, который все же городской – проходимость даже в таких жестких условиях очень приличная. И традиционный для автомобилей такого класса перегрев межосевой муфты при повышенных нагрузках «Спортажу» не свойствен. Этот факт не нов, но на Байкале оказался дополнительным бонусом.
Впрочем, бонусов в таком путешествии немало… И не только в автомобиле, но и во всем, что тебя окружает. От сменяющихся оттенков льда, в зависимости от цвета неба, до байкальской рыбы из которой за пару минут выходит великолепная строганина. Сыпешь на кусок тороса соль и перец, настругиваешь острым ножом рыбеху и макая в смесь получившиеся пластинки отправляешь их в рот. Да какие там рестораны с мишленовскими звездами устоят против такой еды!
Хорошо то, что хорошо кончается. Наш тест не исключение, потому что вечерний буран на серпантине между Баргузином и Улан-Удэ отправил многие идущие по трассе автомобили в кювет. И вот эти двести с лишним километров в беспросветной снежной мгле оказались куда более рискованными, нежели байкальский лед с торосами и трещинами.
Прошел бы все эти испытания KIA Sportage 5 поколения, упомянутый в начале повествования, сказать сложно. Действительно, этот автомобиль, судя по данным появившимся в корейских и американских сетях, будет совсем другим. А вот насчет задержки производства кроссовера фигурирующего в плане выпуска концерна под кодом NQ5 , есть некая конспирологическая теория, с которой можно не соглашаться, но…
В апреле 2020 года Hyundai Motor Group, в которую входит и KIA, покинул известный своим перфекционизмом и выверенным стилем в автомобильном дизайне Люк Донкервольке. Он занимал должность исполнительного вице-президента и главного дизайнера компании. Официальные причины – сугубо личные. Автор экстерьеров моделей известнейших Audi, Seat, Lamborghini и Genesis уехал к семье в Баварию. Возможные, по версии из корейского автофорума https://www.bobaedream.co.kr/ – несогласие мастера с первоначальным дизайном Sportage 5.
Однако в ноябре этого же года, Донкервольке возвращается в компанию, но уже на должность главного креативного директора. Надо полагать, что звезда автомобильного дизайна вернулся на своих условиях. Каких, мы вряд ли узнаем. Но судя по всему, у него теперь есть карт-бланш на разработку дизайна будущих автомобилей концерна.
И вот как раз в период отсутствия топ-менеджера, в сети появляются устойчивые разговоры о том, что дизайн нового Sportage решили переделать, а на рынки пока предложить 4-е поколение Sportage в версиях Black Edition.
Приложил ли к этому всему руку гуру экстерьера – доподлинно неизвестно, но то что Sportage 5 будет автомобилем новой эпохи – совершенно очевидно. Надо полагать, что скажется это не только на внешности, моторах и оснащении, но и на цене. Так что Sportage Black Edition в четвертом поколении может оказаться весьма выгодным и уж точно надежным для России вариантом.