Войти в почту

Пользователям каршеринга предложили пересесть на отечественные авто

Минэкономразвития и операторы каршеринга считают избыточным регулирование отрасли на федеральном уровне. Парламентарии настаивают, что отдельный закон по краткосрочной аренде авто должен быть. Также предлагается Минпромторгу рассмотреть возможность преимущественного использования в каршеринговых компаниях отечественных машин. Такое обращение в ведомство планирует направить зампред думского Комитета по транспорту Владимир Афонский.

Пользователям каршеринга предложили пересесть на отечественные авто
© Парламентская газета

Регулировать или нет

Как ранее рассказал «Парламентской газете» руководитель рабочей группы, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов, на заседании 1 марта планировалось получить первые контуры проекта закона о каршеринге. К обсуждению вопросов законодательного регулирования кратковременной аренды автомобилей были приглашены представители бизнеса, Министерства экономического развития, Минтранса и экспертного сообщества. Однако к единому мнению участники заседания так и не пришли.

Как считают в Миэкономразвития, существующих правовых инструментов с учётом нормативных актов и опыта Москвы достаточно. Действующий Гражданский кодекс, в частности, предусматривает регулирование правоотношений по вопросам сдачи транспортных средств в аренду. Операторы каршеринга полагают, что появление профильного закона поставит их в неравное положение с остальными участниками рынка аренды — с автопроизводителями или компаниями по прокату автомобилей.

Однако ряд парламентариев и экспертов оценивают подобный подход, как недальновидный. В частности, депутат Владимир Афонский призывает уже сейчас подумать о динамичном развитии правоотношений между арендодателем авто и арендатором в недалёком будущем.

«Каршеринг — быстрорастущий сегмент, — отметил он. — По прогнозам, к 2030-2035 году он займёт значительное место в системе городского транспорта не только столицы, но и других городов. Поэтому взаимоотношения в этой отрасли следует закрепить на федеральном уровне с предоставлением определённых полномочий субъектам Федерации».

Вопросы безопасности

За федеральный закон выступает и координатор «Синих ведёрок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.

«В документе следует прописать ответственность арендодателя и арендатора, чтобы не было произвола со стороны каршеринговых компаний, — пояснил эксперт. — Известно немало случаев, когда со счёта клиента списывались большие суммы денег за нарушения или повреждения авто, к которым он не причастен».

Специалист также рассказал, что в штате компаний краткосрочной аренды авто существует должность «дежурный нарушитель». В его обязанности входит возвращение каршеринговых авто со штрафстоянок после того, как на него выпишут постановление об административном правонарушении. По действующим нормам, если водитель нарушает ПДД, штрафы в автоматическом режиме приходят собственнику авто — то есть в компанию.

«Подобные сложные схемы возникают из-за отсутствия нормального регулирования», — убеждён эксперт.

Кроме того, нуждаются в федеральном регулировании и вопросы страхования ответственности операторов каршеринга.

«Несмотря на то, что компании заверяют о страховании рисков и водителей, и пассажиров, это нигде законодательно не закреплено, это добрая воля самих компаний, — указывает депутат Владимир Афонский. — Сегодня они страхуют, завтра — нет. Поэтому такие отношения между владельцем компании и клиентом, а также органом государственной и муниципальной власти должны регулироваться федеральным законом».

По словам парламентария, через одну-две недели пройдет новое заседание рабочей группы, на котором всё же попытаются выработать решение, которое бы всех устроило.

«Также можно подумать о подключении Минпромторга к работе над проектом, — рассказал Владимир Афонский. — Например, предложив ведомству обсудить возможность преимущественного использования в каршеринговых компаниях отечественных автомобилей».

Депутат напомнил, что сегодня в стране действует ряд госпрограмм по поддержке отечественного автопрома. В частности, программы «семейный автомобиль», «первый автомобиль», «медицинский работник» и «Trade-in» предусматривают компенсацию россиянам части затрат на покупку авто в кредит. Льготные кредиты предоставляются на новые автомобили российского производства не дороже 1,5 миллиона рублей, выпущенные не ранее 1 декабря 2020 года и имеющие электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).

По мнению Владимира Афонского, распространение подобной программы в сфере каршеринга позволит не только поддержать российский автопром, но и послужит развитию отрасли краткосрочной аренды автомобилей.

Какие модели доступны по программам льготного автокредитования

Lada Granta, Largus, Niva, Niva Legend (бывшая 4x4), Vesta и Xray; ГАЗ «Соболь», GAZelle «Бизнес» и Next; УАЗ «Патриот», «Пикап», «Профи», «Хантер», модели 3303, 3741, 3909, 3962, 2206 и их модификации; Datsun mi-DI и on-DO; Hyundai Creta и Solaris; Kia Rio и Rio X; Renault Arkana, Duster, Kaptur, Logan и Sandero; Skoda Rapid с двигателем объёмом 1,6 л; Volkswagen Polo с двигателем объёмом 1,6 л.