Как инвестировать в электромобили, если страшно покупать Tesla

В 2020 году акции Tesla подорожали в шесть раз, капитализация компании выросла до невероятных $827 млрд — это больше, чем у Toyota, Volkswagen, Ford, Honda и General Motors вместе взятых. Сейчас многим страшно инвестировать в компанию Илона Маска: акции выглядят перегретыми, а предпосылок, что Tesla продолжит дорожать теми же темпами, — немного. Возможно, самое время присмотреться к другим игрокам этого сегмента. Почему вообще стоит инвестировать в электромобили Сегодня на электрокары приходится всего 4% мирового рынка легковых автомобилей, по данным консалтинговой компании EV-Volumes. Однако и показатели прошлого года, и прогнозы аналитиков говорят о том, что их доля на рынке будет быстро расти. В 2020 году продажи легковых автомобилей во всём мире упали на 14%, а рынок электрокаров и гибридных авто (то есть авто с электрическим и бензиновым двигателем), наоборот, вырос — на 43%. К 2030 году объём продаж электромобилей вырастет в десять раз, на них будет приходиться более трети всего авторынка, прогнозирует Deloitte. Аналитики компании называют четыре фактора, благодаря которым это произойдёт. Потребители полюбят электрокары ещё сильнее. Это объясняется не только желанием вести экологичный образ жизни. Электрокары практически бесшумные, быстро разгоняются и дешевле в эксплуатации: у них меньше деталей, требующих регулярного техобслуживания или ремонта. Электроэнергия во многих странах тоже стоит дешевле, чем бензин, поэтому потребители экономят ещё и на этом. Правда, стоимость электрокаров по-прежнему выше, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Это сдерживает спрос. Однако с развитием технологий и наращиванием производственных мощностей стоимость электромобилей будет падать. Самым продаваемым в Китае во второй половине 2020 года стал электрокар Wuling HongGuang Mini EV, который стоит всего $4500. Цена Tesla Model 3, занявшей второе место по продажам, — $39 000. Разумеется, технические характеристики Tesla на уровень выше, но для многих потребителей определяющим фактором является цена. Ассортимент электрокаров расширится. Покупателям будет из чего выбрать. К тому же должны снизиться цены на подержанные электрокары, которых на вторичном рынке пока намного меньше, чем автомобилей с ДВС. Правительства поддержат спрос на электрокары. Особо стоит выделить политический фактор — тренд на зелёную энергетику, законодательство об ограничениях выбросов углекислого газа и правительственные субсидии на покупку электротранспорта. Такими субсидиями уже давно пользуются жители некоторых штатов США, регионов Канады, Китая, Японии, Южной Кореи и Евросоюза. Помимо «пряника» власти ЕС, Китая и США прибегают и к «кнуту» — ограничивают выбросы выхлопных газов для новых автомобилей. Соединённые Штаты, которые при Трампе вышли из Парижского соглашения по климату, со вступлением в должность Байдена вновь начали бороться с глобальным потеплением. Большую долю спроса обеспечат корпорации. Они уже начали закупать в свои автопарки электротранспорт либо собираются это сделать. Среди таких компаний, например, — Amazon и IKEA. Есть пример даже на российском рынке — ретейлер «Магнит» хочет закупить 200 электрогрузовиков. Какие есть риски Даже через 10 лет рынок электрокаров не станет глобальным: по прогнозам Deloitte, 90% продаж по-прежнему будет приходиться на три региона — Китай, Евросоюз и США. В развивающихся странах и странах третьего мира, в том числе в России, взрывного роста популярности электрокаров пока не предвидится. Отчасти это связано с энергетической инфраструктурой: электротранспорт может считаться зелёной технологией только если электричество для него получено из возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, вода). Таким образом, рынок будет ограничен, но конкуренция на нём в ближайшие 10 лет усилится. «Молодые» производители электрокаров будут бороться со «старыми добрыми» автоконцернами, которые пришли в этот сегмент. Зарядная инфраструктура — также препятствие: чтобы выстроить её, нужны ресурсы. Не забываем и про «нефтегазовое лобби», которое вряд ли захочет терять выручку, — это особенно актуально для стран с большими запасами ископаемого топлива. Поскольку значимым драйвером рынка выступают правительственные субсидии, потенциальный отказ от них негативно повлияет на продажи. Подобное уже произошло в прошлом году в Китае: страна уступила Европе статус главного рынка электрокаров как раз потому, что китайское правительство сократило вложения. На какие компании стоит обратить внимание Li Auto Inc. (Nasdaq: LI*). Эта китайская компания проектирует, разрабатывает, производит и продаёт интеллектуальные электрические внедорожники премиум-класса. У производителя более 35 розничных магазинов в 30 городах Китая. Ещё до IPO Li Auto Inc. получила более $1,5 млрд от инвесторов, а с момента выхода на биржу в конце июля прошлого года её акции подорожали на 100%. Два других интересных китайских производителя, акции которых торгуются на американской бирже, — XPeng Motors (NYSE: XPEV) и NIO (NYSE: NIO). Rivian Automotive. Эта частная американская компания планирует выйти на IPO осенью. Если это случится, размещение станет одним из крупнейших в 2021 году: оценка Rivian может достичь $50 млрд. Rivian разработала инновационные модели электропикапа и внедорожника. Дальность их поездок должна составить свыше 300 миль — это на 75 миль больше, чем у любого электромобиля. При этом ожидаемая стоимость моделей в базовой комплектации — $67 500 — 70 000, на 20% ниже базовой Tesla Model X. Первые электрокары Rivian планирует доставить покупателя летом 2021 года. А в 2022-м должна поставить 10 000 электрогрузовиков Amazon. При этом по кнтракту компания должна до 2030 года предоставить мировому онлайн-ретейлеру 100 000 электрогрузовиков. Volkswagen (FWB: VOW3). Интересны инвестиции и в «старичков» автомобильного рынка — многие из них сегодня расширяют производство электрокаров. Большие ресурсы, опыт, налаженные цепочки продаж дают традиционным автоконцернам фору перед стартапами. Один из таких «старичков» — немецкий Volkswagen. Он намерен инвестировать в производство электрокаров $35 млрд. К 2025 году Volkswagen планирует продавать миллион электрокаров ежегодно. Сейчас в арсенале компании с десяток моделей (включая гибриды), но в ближайшие 10 лет она планирует выпустить ещё 70. По мнению аналитиков швейцарского банка UBS, в ближайшие годы именно Volkswagen наряду с Tesla станет главным производителем электрокаров в мире. Volvo (SSE: VOLV B). В начале марта шведская компания Volvo заявила о том, что к 2030 году она будет выпускать только электрические авто. Volvo откажется даже от гибридов, чтобы стать по-настоящему «зеленым» автопроизводителем. Глава компании Хакан Самуэльсон заявил, что производство транспорта с ДВС — это «исчезающий бизнес», у которого нет будущего. Nikola Corp. (Nasdaq: NKLA). Акции компании — инвестиция с большим риском и большим, соответственно, потенциалом доходности. Компания вышла на биржу в июне 2020 года без готового продукта, но с амбициозными планами. В том числе — на инвестиции от General Motors, которая собиралась купить 11% компании. Однако сделка сорвалась, а Nikola Corporation попала под прицел Комиссии по ценным бумагам и биржам США за возможный обман инвесторов. В частности, за то, что показала ролик с движущимся по дороге грузовиком, который на самом деле ехал не самостоятельно. Как следствие, основателю Nikola и председателю совета директоров Тревору Милтону пришлось покинуть компанию. Вдобавок к этому Nikola отказалась от разработки электропикапа для розничных потребителей, который считался одним из самых многообещающих продуктов. Nikola также разорвала сотрудничество с компанией Republic Services Inc, для которой должна была произвести грузовики-мусоровозы. Сегодня акции Nikola торгуются дешевле, чем при выходе на биржу, однако компания не сдаётся. Её стратегия нацелена в первую очередь на производство электрогрузовиков на водородных топливных элементах и заправочной водородной инфраструктуры. Водород — более экологичный источник энергии, чем аккумуляторы: он полностью возобновляем, а при его использовании выделяется только вода. Однако его сложнее хранить и транспортировать, водородных заправок пока намного меньше, чем электрических. Именно это Nikola и планирует исправить. Если компания выполнит заявленные обязательства, её акции вырастут многократно. Однако пока Nikola остаётся убыточной компанией без единого рыночного продукта. Lucid Motors (NYSE: CCIV). Американский производитель электромобилей класса люкс, пока ещё не вышел на биржу, но его акции уже можно купить. Как? Инвестировать в компанию Churchill Capital Corp IV (торгуется на бирже NYSE под тикером CCIV). Дело в том, что Lucid Motors решила стать публичной через слияние со SPAC (Special Purpose Acquisition Company) — компанией, созданной и выведенной на IPO исключительно для поглощения другого бизнеса. Именно эту роль играет Churchill Capital Corp IV. Когда слияние произойдёт, тикер компании изменится на LCID. Как и Nikola Corp., Lucid Motors пока ничего не зарабатывает: первые поставки её автомобилей на рынок ожидаются во второй половине этого года. Главный продукт компании — электроседан Lucid Air, который, по заявлениям производителя, может проехать больше 800 км без подзарядки. К 2024 году Lucid Motors намерена производить 90 000 таких автомобилей в год. Отдельная ниша — производители и переработчики литийионных аккумуляторов Рынок электрокаров не сможет расти без быстро заряжающихся аккумуляторов. Опросы показывают , что проблемы с зарядкой остаются главным препятствием для покупки электрокара. Автомобилисты беспокоятся о времени работы уже заряженного аккумулятора и о сроках его перезарядки. Поскольку аккумулятор — одна из главных и наиболее дорогих запчастей электрокара, его цена непосредственно влияет на стоимость самого авто. Пока аккумуляторы остаются относительно дорогими по сравнению с ДВС, но с каждым годом дешевеют. В 2019-м году они стоили уже в 7,5 раза меньше, чем в 2010-м, по данным Международного энергетического агентства. МЭА также прогнозирует, что за следующие десять лет общая ёмкость электромобильных аккумуляторов вырастет как минимум в 9 раз — со 170 ГВтч до 1500 ГВтч. В этом сегменте можно обратить внимание на следующих игроков: Contemporary Amperex Technology Co. Ltd — китайская публичная компания. Мировой лидер (наряду с корейской LG Chem) по производству автомобильных литийионных аккумуляторов. Компания сотрудничает с такими гигантами, как BMW, Volkswagen, Daimler, Volvo, Toyota и Honda. QuantumScape — компания родом из Калифорнии, вышедшая на биржу в ноябре 2020 года. Её уникальная разработка — твердотельный литий-металлический аккумулятор, который может заряжаться на 80% за 15 минут, сохранять свои свойства после 800 циклов перезарядки и при минусовых температурах. Продажи аккумуляторов QuantumScape начнутся не раньше 2025 года, массовое производство ещё не запущено. У инвестиций в производителей литийионных аккумуляторов есть риски. Новые технологии появляются регулярно, производители с более передовыми разработками могут вытеснить с рынка сегодняшних лидеров. К тому же продолжается выпуск электрокаров на водородных топливных элементах, наиболее известная модель сегодня — Toyota Mirai. С точки зрения экологии водород — более «зеленая» технология, поскольку для производства литийионных аккумуляторов нужен литий, добыча которого негативно влияет на окружающую среду. То, что стоимость литийионных аккумуляторов снижается, с одной стороны, способствует росту рынка. С другой — может привести к падению выручки производителей. Тренд на «зелёную» энергетику в ближайшие годы будет набирать обороты, и рынок электротранспорта будет расти. Однако это не значит, что любая инвестиция в этот рынок станет удачной, поэтому необходимо тщательно выбирать компании для покупки. *Тикеты (идентификаторы) компаний на бирже. Упомянутые в материале биржи: - Nasdaq — сокращённо от National Association of Securities Dealers Automated Quotation, американская фондовая биржа. - FWB — сокращённо от Frankfurt Stock Exchange, Франкфуртская фондовая биржа. - SSE — сокращённо от Shanghai Stock Exchange, Шанхайская фондовая биржа. - NYSE — сокращённо от New York Stock Exchange, Нью-Йоркская фондовая биржа. Материал не является индивидуальной финансовой рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача. Фото: depositphotos.com

Как инвестировать в электромобили, если страшно покупать Tesla
© Секрет Фирмы