Войти в почту

Благородный метан: насколько выгодно переводить автомобиль на газ

Газовая программа в действии

Благородный метан: насколько выгодно переводить автомобиль на газ
© Вечерний Волгоград

Рынок газомоторного топлива активно развивается. И сейчас действительно запущена госпрограмма субсидирования затрат на переоборудование транспорта, а также на строительство специализированных заправок (АГНКС – автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). Волгоградский регион стал одной из пилотных территорий, где она действует. Компенсация положена не только владельцам машин, которые решили перейти на природный газ, но и предпринимателям, имеющим в своем арсенале грузовики и автобусы. Размер субсидии варьируется.

– Размер скидки на переоборудование зависит от вида транспорта. В среднем с учетом программы по топливным картам компенсация составляет порядка 70 процентов, – говорит Елена Колоскова, начальник отдела газификации облпромторга. – Для переоборудования транспортных средств нужно обращаться в специальные центры. На территории Волгограда и Волжского у нас сейчас участвуют в программе пять сервисных центров.

Программа по компенсации затрат на переоборудование заработала с прошлого года. За это время апгрейд прошло 175 автомобилей, в текущем году планируется перевести на метан более тысячи машин.

Если есть желание поучаствовать в программе, следует обратиться в Волгоградский центр энергоэффективности по телефону 99‑80‑72. В организации сориентируют, в какую именно мастерскую можно обратиться. Оформление документов проходит по принципу одного окна.

Предполагается, что программа будет действовать до 2022 года включительно. Финансирование ведется как из федерального, так и из областного бюджета.

Что касается АЗС, специализирующихся на природном газе, то в настоящий момент на территории Волгоградской области их 17. Но это далеко не предел, потому что на строительство таких заправок тоже выделяются госсубсидии, которыми пользуются застройщики.

– В период до 2024 года число станций, осуществляющих заправку природным газом, планируется увеличить до 40 единиц, – говорит специалист. – Шесть из них появится уже в этом году, пять – в следующем. Это цифры, которые определены соглашениями, заключенными между администрацией области и Министерством энергетики РФ.

Нужно отметить, что это будут не просто заправки, а целые производственные комплексы с высокотехнологичным оборудованием. Что и неудивительно, ведь газ на станцию приходит под очень большим давлением – 0,3 мегапаскаль, он будет сжиматься до 250 атмо­сфер. Для сравнения, в колесе автомобиля около двух атмосфер.

Один из комплексов строится в Дзержинском районе Волгограда. В начале лета он будет готов и сможет обеспечивать автомобили метаном. Проектная мощность станции составляет 2160 кубов в час, в день здесь будут заправлять как минимум 500 машин.

Экологичен, экономичен и не взрывоопасен

Метан – это тот самый газ, что попадает в квартиры, и по своим характеристикам он гораздо экологичнее и безопаснее того же пропана.

– Природный газ сегодня является наиболее привлекательным видом моторного топлива, так как у него имеется целый ряд не­оспоримых преимуществ по сравнению с традиционным, – говорит Роман Сивко, главный специалист сектора по организации энерго­сберегающих мероприятий на транспорте Волгоградского центра энергоэффективности. – В первую очередь, это экономичность. Сегодня стоимость компрессорного природного газа на АГНКС Волгограда находится в интервале от 18,5 рубля за один кубометр до 19 рублей 98 копеек. То есть по сравнению с бензином и дизельным топливом природный газ обходится в 2,5 раза дешевле. Если сравнить с пропаном-бутаном, то разница в цене составляет 1,4 раза. Второе преимущество природного газа – его технологичность. Это чистое природное топливо, которое на 98 процентов состоит из метана и всего на 2 процента из различных других углеводородов. При сгорании в двигателе такое топливо практически не оставляет вредных веществ. Соответственно, они не откладываются на цилиндропоршневой группе, на стенках, не портят масло, не изнашивают механизм двигателя. А значит, его ресурс по сравнению с традиционным увеличивается в 1,5‑2 раза. Автомобили, которые выпускаются сейчас в чистом газовом состоянии, по своим экологическим показателям относятся к стандарту Евро-5. Выбросы вредных веществ у таких авто в 10 раз меньше, чем у двигателей со стандартным видом топлива.

Помимо цены и технологичности, эксперт обращает внимание на безопасность при использовании метана в качестве топлива.

– Многих волнует вопрос безопасности эксплуатации, ведь природный газ находится в баллонах под сильным давлением. Но следует сказать, что все оборудование и газобаллоны имеют сертификаты соответствия. Баллоны изготовлены из высокопрочных сталей и композитных материалов. По сравнению с теми, что используются для пропана-бутана, они имеют повышенный запас прочности. Даже если автомобиль попадает в ДТП, баллоны метана не разрушаются, как это происходит с пропановыми. Кроме того, по своим физико-химическим свойствам метан – легкий газ, в два раза легче воздуха. А это значит, что в случае утечки он не скапливается и не образует взрывоопасных концентраций, – поясняет специалист.

Газ показан для большого пробега

В одном из сервисов, осуществляющих перевод автомобилей на газ, нам рассказали, что процедуру можно провести практически со всеми машинами. Каждому транспорту подбираются определенные комплектация оборудования, размер, объем и тип баллона. Установка ГБО занимает от одного до нескольких дней. Все изменения заносятся в документы на машину.

– Прежде чем переводить свой личный автомобиль на метан, следует заглянуть в ПТС и посмотреть, нет ли рекомендаций со стороны производителей по нежелательной установке газового оборудования, – говорит Михаил Крутов, водитель. – К тому же многое зависит от расстояния, которое проезжает машина. Если водитель наматывает более 100 километров в день, то ему на газ перейти целесообразнее, чем тому, кто ездит мало. Считаю также, что каждый водитель, который переходит на газ, должен ознакомиться с особенностями использования автомобиля с ГБО, и тогда никаких проблем не возникнет. Еще один момент – правильная и грамотная установка оборудования. В целом же природный газ в качестве топлива очень неплох, в том числе и по цене, поэтому вполне может рассматриваться в качестве замены бензина, дизеля и пропана. Особенно, если речь о коммерческом транспорте и пассажирском. Это не только позволит сэкономить деньги, но и уменьшит вредные выбросы в атмосферу.

Отметим также, что в прошлом году возможностью перейти на более экономичное топливо воспользовались 37 субъектов малого и среднего предпринимательства и 138 физлиц. С помощью госсубсидии были переоборудованы 161 легковая машина, 8 грузовиков, 4 автобуса и 2 магистральных тягача. Развитие газотранспортной инфраструктуры проводится в рамках региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области».

Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага, Сергей Григоренко.