На Россию не хватит чипов: иномарки подорожают из-за пожара в Японии

Газета.Ru 31 марта 2021
Фото: ТАСС
В России может сократиться импорт японских автомобилей из-за пожара на заводе Renesas Electronics, которая обеспечивает полупроводниками около 20% мирового автопрома. В первую очередь это ударило по локальным японским заводам, но затронет и европейские концерны , и . Импортные иномарки станут еще дефицитнее, а дилеры выкрутят на них цены к лету, говорят эксперты.
О том, что пожар на заводе компании Renesas Electronics затронул японский автопром, в среду сообщило Nikkei. Агентство отмечает, что компании и  уже подтвердили планы по сокращению производства.
«Мы, вероятно, сможем обеспечить достаточное количество чипов, чтобы продержаться до июня, но у нас будут некоторые проблемы в июле и далее», — цитирует агентство одного из исполнительных директоров .
Компания Renesas Electronics является одним из ведущих поставщиков полупроводников для Toyota. Еще один высокопоставленный представитель автокорпорации сообщил, что у компании нет другого выбора, «кроме как планировать какое-то сокращение производства».
По оценкам экспертов, опрошенных Nikkei, некоторые оптовики обладают запасами чипов, чтобы поддерживать производство в течение двух-трех месяцев, но это общая оценка, а по каждой конкретной модели автомобиля ситуация может кардинально отличаться. О потенциальных проблемах предупредили также представители Nissan и .
«Все зависит от того, сможем ли мы наверстать упущенное во второй половине финансового года», — прокомментировал ситуацию журналистам один из руководителей Nissan.
Пожар на заводе Renesas в префектуре Ибараке к северу от Токио произошел 19 марта. На первом этаже предприятия загорелось дорогостоящее оборудование, вырабатывающее чипы. Всего, по разным данным, пострадало 17-23 станка, используемых в производстве чипов, сообщил президент и генеральный директор компании Хидэтоси Шибата. Топ-менеджер высказал надежду, что производство будет частично восстановлено через месяц.
В России зафиксирован спад дефицита на авто
Он также признал, что будет дефицит поставок в течение месяца или двух, как только Renesas исчерпает свои текущие запасы. Ожидается, что эти запасы закончатся в течение месяца после возобновления производства.
На изготовление одного чипа с нуля требуется 120 дней. Однако ситуация осложнена общемировым дефицитом сырья для получения полупроводников, разразившимся в конце 2020 года из-за пандемии.
Компания Renesas Electronics считается второй в мире (после NXP Semiconductors) по выпуску полупроводников для автопрома. По оценкам финансово-консалтинговой компании Nomura Securities, сбои в работе этого японского «чипмейкера» могут затормозить мировое производство автомобилей на 1,6 млн штук только за апрель-июнь этого года, что снизит примерно на 7% ранее задекларированные объемы выпуска машин крупнейшими автопроизводителями. В целом же эта компания удовлетворяет примерно 20% мирового спроса на полупроводники в автомобильном секторе.
Ситуация настолько серьезная, что к ее решению подключилось правительство Японии.
Пожар может оказать негативное воздействие на экономику, поскольку на долю автомобилей приходится около 18% экспорта Японии и 15% всего промпроизводства. Сложность заключается еще и в том, что сгоревшие станки представляют из себя довольно сложное и уникальное оборудование. Renesas ищет их как новыми, так и подержанными, есть планы оперативно поставить аналогичное оборудование из Тайваня. Полноценно завод сможет восстановиться только к середине июля, прогнозировал Шибата.
Впрочем, японские эксперты называют и более отдаленные даты, что, безусловно, вызовет еще более серьезные осложнения в автопроме.
«Полностью восстановить производство за три-четыре месяца будет крайне сложно, и автокомпании должны рассмотреть вероятность того, что проблемы завода продлятся по крайней мере около шести месяцев», — сказал старший научный сотрудник Исследовательского института Иточу Санширо Фукао.
Последствия этого пожара могут затронуть не только японский автопром, но и автокомпании Европы и других стран Азии.
Renesas является крупным поставщиком немецкого производителя автокомпонентов и запчастей Continental. Ее чипы устанавливают в автомобили таких брендов, как BMW, Mini, Rolls-Royce, Maybach, Mercedes-Benz, Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Land Rover, Jaguar, Renault, Dacia, Peugeot, Citroen, Opel, Cadillac, Chevrolet, Fiat, Ferrari, MAN, Volvo, Scania и так далее.
Крупнейший поставщик электронных компонентов для европейского автопрома — германская Continental, и поскольку немецкий автопром полностью от нее зависит, то наибольшие проблемы в этом плане будут у концернов BMW, Volkswagen и Daimler, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По оценкам эксперта, новая волна дефицита автомобилей до России дойдет примерно к началу лета.
«Помимо японских машин в дефиците будут европейские модели, прежде всего, в премиум-сегменте. Дорогой автомобиль оснащается большим количеством управляющей и контрольной электроники, соответственно расход полупроводников, условно, на BMW 5-series существенно выше, нежели чем для . В масс-маркете нехватка автомобилей не будет так ощутима», — поделился прогнозом с «Газетой.Ru» Бургазлиев.
Собеседник издания ожидает, что из-за дефицита производства автомобилей, вызванного пожаром на Renesas, к лету цены вырастут дополнительно в среднем на 3-4%. Вдобавок на эту проблему накладывается задержка поставок комплектующих из-за пробки в Суэцком канале, где вместе с нефтью, мебелью, кофе и одеждой застряли суда с автокомпонентами из Восточной Азии и Китая для автозаводов в Европе.
Аналогичного мнения придерживается автоэксперт Сергей Ифанов, он полагает, что по отдельным моделям нехватка будет еще острее уже через месяц-два, поскольку сейчас дилеры на новостях будут придерживать стоки и создавать искусственный дефицит. Проблема в том, что при любых сбоях цепочек поставок Россия, как страна третьего мира, в последнюю очередь получает продукцию, а в первую голову насыщаются рынке западных стран, отмечает эксперт.
«Дилерам крайне выгодна нынешняя ситуация. Если сейчас вы придете в автосалон за популярной новой машиной, то без допопций, цена которых колеблется от 50 тыс. до 700 тыс. рублей, вы ее уже не купите. Причем автопроизводители с этим ничего не могут поделать, потому что товар реализуют не они. Если кто-то надумал брать автомобиль, то лучше это сделать пораньше», — советует Ифанов.
Ране директор по маркетингу автомобильной группы «Авилон» Андрей Каменский говорил «Газете.Ru», что в России из-за ограниченных поставок (ввиду нехватки полупроводников) сохраняется дефицит в разной степени на модели Hyundai, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Volvo.
Комментарии
18
Бортжурнал , Статьи , Hyundai , Volvo , Nissan , Skoda Rapid , Jaguar , Maybach , Audi , Chevrolet , BMW , Citroen , Cadillac , Lamborghini , Rolls-Royce , Ferrari , Peugeot , Fiat , Toyota , Volkswagen , Renault , Skoda , Rover , Honda , Opel , Daimler , Dacia , Land Rover , Mercedes-Benz , Авилон , Toyota Motors , Газета.Ru
Читайте также
«Мерседес» представил электрокар EQS
Раскрыты главные ошибки при сдаче экзамена на права
Последние новости
Турецкий Ford останавливает поставки автокомпонентов для Sollers
"АвтоВАЗ" начал разработку системы ADAS
Hyundai вышел на рынок подержанных машин