Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Водород — будущее авиации?

Стартап ZeroAvia основал несколько лет назад уроженец Челябинска Валерий Мифтахов, который в конце 90-х окончил МФТИ и переехал в США. В сентябре прошлого года прошло первое успешное испытание прототипа водородного двигателя на небольшом самолете Piper Malibu. В качестве топлива использовался сжиженный водород. Он хранился в трех емкостях, установленных вместо кресел в салоне.
Водород — будущее авиации?
Фото: BFM.RUBFM.RU
Стартап привлек 24,3 млн долларов от фонда Breakthrough Energy Ventures и ряда других инвесторов, сообщается в пресс-релизе компании. Как рассказывал в интервью Inc. Russia сам Мифтахов, его ближайшая цель — создать водородный газотурбинный двигатель, который можно использовать в самолетах на 20-30 мест. Эксперименты по использованию водородного топлива в авиации проводились еще в конце 80-х годов прошлого века, рассказывает экс-конструктор .
Вадим Лукашевич экс-конструктор ОКБ «Сухой» «Водород как топливо был использован впервые в Советском Союзе на самолете Ту-155. Это самолет-лаборатория, которая была переоборудована из пассажирского Ту-154. У него три обычных двигателя. Так вот, один двигатель работал на жидком водороде в полете. Это была очень интересная лаборатория. При том что водород является достаточно опасным в эксплуатации, потому что любая утечка водорода в смеси с воздухом — и образуется горючий газ, а он очень взрывоопасен».
Водородный двигатель ZeroAvia не выбрасывает углекислый газ. И вреда от него меньше, чем от обычных авиадвигателей, работающих на керосине. Но негативное воздействие на окружающую среду все-таки есть. В продуктах сгорания смеси воздуха и водорода есть оксиды азота, а их безопасными тоже не назовешь.
Само производство водорода тоже не является экологически чистым. А для коммерческой эксплуатации водородных авиадвигателей потребуется соответствующая инфраструктура. Как минимум, водород нужно получить и доставить до аэропортов. И еще одна проблема — водород на борту самолета занимает больше места, чем керосин. Соответственно, полезная нагрузка снижается.
Комментирует профессор кафедры технологии изотопов и водородной энергетики РХТУ имени Менделеева Михаил Розенкевич.
— Либо его надо хранить в жидком состоянии — это очень низкие температуры, либо его надо сажать на какие-нибудь гибриды. Но там большой удельный вес самого гибрида и небольшие количества водорода. Есть проблемы, каким образом сделать так, чтобы этот самолет, который летит, не был загружен аккумулятором водорода только. А хранить жидкий водород тоже не очень простое удовольствие.
— Если сравнивать с традиционными жидкими углеводородами, то водород, получается, не дешевле?
— Откуда брать-то водород? Его придется получать из традиционных углеводородов, скорее всего. Либо из воды. Но получать водород из воды — это пока еще не очень простая задача. Ясно, что можно делать методом электролиза, но это очень затратно энергетически.
Сами самолеты ZeroAvia не производит и не планирует, речь идет только о двигателях. Компания уже сотрудничает с British Airways. И основатель стартапа Валерий Мифтахов уверен, что в будущем крупные производители, такие как Airbus и , тоже перейдут на водородное топливо.