Войти в почту

Мировая энергетика плавно переходит на водород, Россия пока отстает

«Энергетический переход» к безуглеводной энергетике уже начался. Водородный сюжет – один из самых существенных, он же менее всего разработан.

Мировая энергетика плавно переходит на водород, Россия пока отстает
© Kadara.ru

Китай разработал план перевода на водород части транспорта к 2030, в Германии в 2020 принята программа водородной энергетики — к 2050 немцы сделают свою экономику декарбонизированной (без бензина, солярки, дизеля). Корея к 2040 сделает более 1 млн машин на водороде, в США с 2020 уже производятся грузовики на водороде.

Существуют три основные водородные технологии для транспортного использования. Газом можно кормить ДВС (после серьезной доработки). На водороде могут работать газотурбинные двигатели (используется в военной технике). Самая распространенная технология – топливных ячеек.

Toyota, Honda, Hyundai и еще десяток брендов большим или меньшим тиражом уже выпускают водородные автомобили. Разработкой занимаются Daimler и Nissan. Определить, у кого из китайских производителей есть реальная технология (а кто только рассказывает об этом) не представляется возможным.

В РФ водородом занимаются отдельные энтузиасты и инжиниринговые группы. Больших побед здесь пока нет.

В течение пяти лет грузовики на топливных ячейках будут востребованы для перевозок за пределами городов, т.к. удельная энергоемкость водорода больше, чем аккумуляторов. Водородными двигателями, вероятно, оснастят междугородние автобусы и траки.

Основная проблема, как и в случае с электротранспортом, инфраструктурная – водородных заправок в РФ нет вообще (их и в мире пока немного), а технологии производства и хранения водородного топлива только осваиваются.

В РФ в 2020 было принято постановление правительства «По развитию водородной энергетики до 2024 года». Что и пугает — если ориентироваться на длительность освоения газовых технологий на транспорте (с учетом программ и постановлений), то в этом веке перехода на водород нам не видать.