Войти в почту

Rolls-Royce Ghost: взлет первой ступени

Как можно радикально улучшить Rolls-Royce? Вот короткий ответ. Со сменой поколений Ghost получил алюминиевый кузов, полный привод и поворотные колеса на задней оси. И это ещё далеко не всё… Но уже всё меняет.

Rolls-Royce Ghost: взлет первой ступени
© Motor.ru

Само сочетание слов «базовый Rolls-Royce» или «самая доступная модель» в контексте начальной цены в 23 миллиона способно поставить в тупик. Постараемся из него выбраться.

Всё сложно. Во-первых, Ghost — самая популярная модель Rolls-Royce. Но что значит «популярная» для производителя, который выпускает пять тысяч машин в год и всеми силами старается сдержать рост этого числа?

Во-вторых, это самый доступный Rolls-Royce. Но ведь для клиентов марки выбор не определяется ценой. К тому же любой экземпляр любой модели может стоить сколь угодно дорого.

Как и на других новых моделях Rolls-Royce, у Ghost нет стыка между боковинами и панелью крыши. В этом есть и эстетический, и практический смысл: гладкое сопряжение поверхностей не вызывает воздушных завихрений, а значит снижает и уровень шума. Роль водосточного желобка при этом отвели хромированной окантовке окон: она едва заметно отстоит от кузова. Чтобы выбрать расстояние зазора, инженеры всерьез занимались измерением капель дождя («не более 4 миллиметров»)

В-третьих, это самый компактный Rolls-Royce. Но даже со стандартной колесной базой (между прочим, 3,3 метра!) его длина превышает пять с половиной метров.

Три этих «но» складываются в вопрос. Если Rolls-Royce — это всегда всё самое исключительное и превосходное для тех, кому не подходит ничто иное, то… Зачем покупать что-то кроме топовой модели Phantom: самой длинной, самой дорогой, самой-самой? Зачем существует такой Rolls-Royce, если есть автомобиль круче (пусть это и другая модель Rolls-Royce)?

Расстояние между осями длиннобазного Ghost достигло колоссальной величины 3465 миллиметров. Это, скажем, на 42,5 см больше, чем у легендарного «сто сорокового» Мерседеса. Поворотные задние колеса — спасение на тесных улицах и пандусах подземных парковок. На скорости до 70 км/ч они поворачиваются в ту же сторону, что и передние, сокращая радиус разворота

В парадигме предметов роскоши и демонстративного потребления это не такой уж глупый вопрос. Но если мы вспомним (или допустим на секунду), что любое изделие Rolls-Royce ещё и автомобиль, то всё встанет на свои места.

Краткое содержание предыдущих серий

Графомания и многословие — тяжкие грехи в нашей профессии. И я виновен. Ни разу не сумел написать о Rolls-Royce коротко и конкретно. Дело в том, что любой текст об этих автомобилях хочется начать с дисклеймера. Так сказать, договориться о терминах.

Пояснения не помешают, поскольку Rolls-Royce позволяет себе довольно провокационные утверждения. Прежде всего, эта компания ставит себя выше других люксовых автомобильных марок и представляется единственным автомобильным брендом категории ультралюкс. Более того, представители Rolls-Royce считают свою марку главным люксовым брендом мира. Нет, не автомобильным, а вообще среди всех.

Принять это утверждение непросто: оно кажется как минимум спорным, и его немедленно хочется хоть чем-то проверить. Но не спешите перебирать все знаковые имена в мире роскоши.

Жесткость нового алюминиевого кузова на кручение достигла 40 000 Нм на градус. Помимо прочего, алюминий проводит в салон меньше шумов

Любые люксовые марки, которые первыми придут вам в голову, недостаточно недоступны. Самый «дешевый» Rolls-Royce стоит более 20 миллионов рублей, а значит по карману только по-настоящему богатым людям, а не всем, кто носит Rolex. С другой стороны, всё, что дороже Роллс-Ройсов, понятно слишком узкому кругу людей. Штучный хронограф Greubel Forsey за полтора миллиона долларов на вашем запястье никто не распознает.

А теперь то же самое, но совсем коротко. Rolls-Royce — главный мировой символ роскоши потому что всё, что дешевле, недостаточно недоступно, а всё, что дороже, недостаточно узнаваемо.

Статуэтка «Дух Экстаза» расположена не на решетке радиатора, а «вырастает» из капота

Отдельные блоки противотуманных фар больше не нужны: головная «лазерная» оптика берет на себя эту функцию. Подсветка радиаторной решетки не бросается в глаза: дизайнеры подобрали деликатный уровень яркости и заматовали боковую поверхность стальных реек

Таким образом, автомобили из Гудвуда заняли уникальную нишу. Даже африканским землепашцам понятно, что такое Rolls-Royce, хотя на каждые полтора миллиона человек в мире найдется лишь один, купивший в прошлом году новый автомобиль этой марки. И это если предположить, что каждый покупатель заказывает только один Rolls-Royce, а не шесть, например.

Сколько Rolls-Royce продают в мире?

Велик ли тираж Rolls-Royce в сравнении с другими автомобилями? Чтобы исключить поправки на ковидно-карантинный 2020 год, возьмем 2019-й. Тогда в мире продали 5152 автомобиля Rolls-Royce — на 25% больше, чем годом ранее. Это огромный, скачкообразный рост, который нехарактерен или скорее невозможен для автомобильных марок с вековой историей. Ответ на вопрос «как» лежит на поверхности: [Cullinan](/testdrives/rrcullinan.htm).

В любой сфере бизнеса увеличение продаж — это повод для радости и гордости. Вот и официальные пресс-релизы из Гудвуда бодро докладывали о «значительном росте на каждом ключевом рынке». Но Rolls-Royce — марка, исключительная во всем. Даже в отношении к увеличению тиража своих дефицитных автомобилей. «Мы ожидаем, что в 2020 году спрос стабилизируется» — как будто успокаивал аудиторию глава Rolls-Royce Торстен Мюллер-Отвос. Теперь мы уже знаем: [не стабилизировался](/news/rolls-royce-sales-08-04-2021.htm).

Но в чем проблема? Разве пять тысяч машин — это много? Марка Bentley в 2019 году продала 11 тысяч, Ferrari — десять тысяч, Lamborghini — 8,2 тысячи (рост на 43% обеспечил Urus, и острые языки теперь называют Lambo производителем кроссоверов), Porsche — более 280 тысяч автомобилей, Mercedes-Benz — 2,34 миллиона. А всего в мире за год продано 65,5 млн новых легковых машин.

Получается, пять тысяч Роллс-Ройсов в год — это вовсе не много. На каждый из них приходится 12 714 других новых автомобилей. И все же в 2019 году их выпустили на четверть больше, чем всего годом ранее. Конечно, главным фактором роста стал внедорожник Cullinan, и даже [завершение](/lab/ghost-zenith.htm) производства предыдущего поколения Ghost не позволило его сдержать. А теперь Ghost совсем новый!

Автомобиль, но не автомобиль

Другой важный аспект, о котором нужно помнить, Rolls-Royce — не в первую очередь автомобиль. А значит и не тот случай, когда управление в предельных режимах позволяет лучше понять его сущность.

Половина смысла и удовольствия от владения Роллс-Ройсом — это процесс его покупки. Вернее создания: заказа и творческого процесса совместно с дизайнерами Rolls-Royce, в котором вы будете главным участником. Вы не совершаете покупку — вы приобщаетесь к сотворению. Которое происходит только ради вас.

Как придумали главную дизайнерскую «фишку» Rolls-Royce Phantom

Именно по этой причине покупка готового Rolls-Royce в салоне (а это не более 2% всех продаж) — самое беспощадное обесценивание самой идеи. Но даже если мы так «преисполнились в своём познании», что позволяем себе рассуждать о том, как правильно покупать Роллс-Ройсы, то обязаны и объяснить, чем Ghost отличается от Фантома как автомобиль.

Первую же подсказку даёт внешность. Между двумя моделями достаточно различий, и в эту разницу вложено немало смысла.

«Постизобилие»

Новый изобразительный язык Rolls-Royce лаконичен до скупости. Представьте на секунду, что вы дизайнер, которому поручили создать новое поколение Ghost или Phantom — огромного, монументального седана, в котором большинство ключевых объемов, пропорций и элементов уже определено раз и навсегда.

Пространства для маневра мало, но именно в нем надо сделать шедевр. Такой, чтобы и через тридцать лет ставил другие машины в потоке ниже себя одним своим появлением на дороге. Такой дизайн — всегда эволюционный, всегда требует баланса и завершенности.

В этих жестких рамках Ghost мог бы стать слегка уменьшенной копией флагманской модели. Но не стал! В Фантоме всё негласно подчинено вертикалям: они, как колонны античного храма, подчеркивают его незыблемость. Он неподвижен даже на ходу.

А вот Ghost — автомобиль «горизонтальный», стремительный. Как большой катер на волнах. В той же классической решетке, маленьких задних фонарях, вытянутых фарах горизонтали стали важнее вертикалей. Они создают динамику, легкость, чистоту. Phantom вдыхает воздух, Ghost умывается ветром.

И будто тем же ветром с него сдуло всё избыточное, тяжеловесное, вычурное… Впрочем, вычурности в Ghost никогда не было. И все же классический образ сумели сделать еще лаконичнее и чище. Например, на средних стойках кузова больше нет хрома. Теперь внешность седана в полной мере отражает термин Post Opulence («Постизобилие»), которым в Rolls-Royce обозначают своё новое видение роскоши.

Династия

Новый Ghost стоит на пространственной алюминиевой архитектуре, общей с Phantom и Cullinan. Больше нет ни рамы (как у Phantom VII), ни намеков общую платформу с «семеркой» BMW — от этих инсинуаций открестились самым убедительным образом.

Подозреваю, алюминий помог сэкономить пару центнеров снаряженной массы, но точно знаю лишь одно: инженеры охотно их потратили. Со сменой поколений Ghost потяжелел на 55 килограммов, и это вряд ли можно списать на прибавку 9 сантиметров в длину.

Но жалеть об «отрицательной динамике» похудания я бы не стал. Во-первых, седан Rolls-Royce впервые оснастили полным приводом и поворотным механизмом задних колес. А во-вторых, 100 килограммов сухой массы Госта приходится на шумоизоляцию.

Инженеры заглушили все источники шумов. Моторный щит и панель пола здесь двойные — также с изолирующим слоем посередине. Словом, в Гудвуде прошли путь, который до этого уже проделывали инженеры Mercedes-Maybach S-Class и Phantom VIII: сначала они боролись с шумом, а потом с — тишиной.

Даже в шинах здесь гасящая звук пена, а резонансные частоты компонентов интерьера (например, каркасов сидений) выровнены, чтобы создать комфортный для человека фон

Отсутствие звуков и колебаний неестественны и некомфортны для человека — они дезориентируют. Поэтому в случае с Ghost инженеры боролись скорее за гармонизацию едва заметного шумового фона. Пора оценить их работу.

За закрытыми дверями

Внешняя ручка — массивная, полированная. Внутри — кнопка на центральном тоннеле. Нажал — и дверь быстро и без шума закрыла дверной проем, будто герметизировала дверь в самолете.

С возвращением в мир Rolls-Royce! Здесь такое же царство абсолютной роскоши, как в Phantom и Cullinan, та же изысканная отделка. Никаких намеков, что я именно в «младшей» модели. Но дизайн иной, чуть более лаконичный. Посадка ниже (за рулем Фантома я чувствовал себя почти как в Рейндж-Ровере).

Водительское сиденье гостеприимно. Это именно кресло, а не ковш. Если бы здесь было больше боковой поддержки, то шофер мог бы увлечься активной рулежкой и слегка поколебать незыблемый комфорт задних пассажиров. А если за рулем владелец? Получать удовольствие от езды — да, но поощрять клиента «хасанить» на ушах джентльмены из Rolls-Royce, кажется, не собираются.

Почему я поместил на соседние слайды фото экрана заднего планшета и подкапотного пространства? Так я хочу объяснить свою претензию к интерфейсам: они простоваты, хаотичны и не аристократичны. Если у «Госта» под капотом ар-деко, почему его не может быть на экране планшета?

Почему я поместил на соседние слайды фото экрана заднего планшета и подкапотного пространства? Так я хочу объяснить свою претензию к интерфейсам: они простоваты, хаотичны и не аристократичны. Если у «Госта» под капотом ар-деко, почему его не может быть на экране планшета?

Нет, конечно мне такого никто и никогда не говорил. Напротив, Rolls-Royce слушает клиентов внимательно, как никто, и уважает все, даже самые специфические их пожелания.

Однако на зарубежных тест-драйвах я не раз подписывал водительские соглашения, составленные в Гудвуде. Там есть один важный пункт. В моем приблизительном изложении он звучит так: «Водитель осознает, что в каждый момент, когда он управляет автомобилем, он представляет марку Rolls-Royce». Эта форма одинакова и для журналистов, и для клиентов. Наводит на мысли, не так ли?

Прежний Ghost уж точно не располагал к активной езде. Rolls-Royce, которым можно управлять самому, без шофера, и driver’s car — всё еще не тождественные понятия. Впрочем, теперь пропасть между ними стала меньше. И сразу не понять почему. Работу двигателя на холостых по-прежнему различаешь по приборам, а не по шуму или вибрации. Обод руля всё такой же тонкий, а кнопка включения спортрежима, как и раньше, расположена нигде.

Но взаимодействие с новым «Гостом» дается легче. Он будто чуть приоткрывает многослойную завесу, которая раньше надежно отделяла водителя от дороги, а теперь помогает ею наслаждаться. Многокамерные пневмостойки, активные стабилизаторы поперечной устойчивости, которые всматриваются в дорогу через стереокамеру под лобовым стеклом, — всё это «железо» вкупе с управляющей электроникой получило название Planar.

И в этом шасси есть интересное новшество: дополнительные демпферы в передней подвеске, которые вступают в действие только при больших ходах. Их разместили над верхними рычагами.

Если это и помогло улучшить плавность хода, надо быть как минимум испытателем из Гудвуда, чтобы это заметить. Впрочем, у дополнительных «косточек» есть функция поважнее: на лёгкий и весьма точный руль не приходят паразитные нагрузки от больших и тяжелых колес.

Общий эффект, который вместе дали все меры, восхищает. Более крупный и тяжелый автомобиль воспринимается так, будто он напротив стал легче и компактнее. В этой копилке и новое шасси, и более жесткий кузов, и «ассистирующая» задняя ось, и активные стабилизаторы поперечной устойчивости. Прибавьте к этому железнодорожную устойчивость на прямой и мгновенный отклик двигателя (850 «Ньютонов» с 1600 об/мин!) — вот и складывается ощущение всемогущества, ограниченного только собственным достоинством.

Поменяться ролями

Ghost стал настолько более расположенным к водителю, что невольно возникает вопрос: а что там на заднем ряду? По иронии я провел немало времени за рулем длиннобазной версии, а вот пассажиром ехал в короткой. То есть в стандартной! Ведь было бы странно назвать «которотким» автомобиль, который превосходит по длине и Bentley Flying Spur, и Mercedes-Maybach S-Class.

Посадка мне уже знакома: задний диван (да, это был классический диван вместо новомодных оттоманок) расположен выше передних кресел, и поэтому даёт лучший обзор, а вместе с ним и чувство контроля, защищенности.

Энди Маккеникс

«Ваш первый Rolls-Royce будет довольно сдержанным» — говорит Энди Маккеникс, глава академии шофёров Rolls-Royce. Этот человек настолько глубоко внутри роллс-ройсовского мира, что сначала удивляешься, почему он не является сотрудником компании. Но потом понимаешь: свободный от корпоративных кодексов, Энди — настоящий евангелист Rolls-Royce, которым движет только преданность, энтузиазм и глубокое понимание великой марки. Маккеникс хранит тайны клиентов, как офицер MI-6, и Роллс-Ройсов он продал больше, чем самый лучший менеджер по продажам… И каких! Только эксклюзивных, только Bespoke!

Что значит «довольно сдержанным»? Это мои потуги перевести фразу pretty safe (дословно: «довольно безопасный»). Это будет какой-нибудь достаточно традиционный цвет (или два), салон в классической гамме и скромные акценты в виде индивидуальных штрихов. Как считает Энди, второй Rolls-Royce уже будет более смелым и станет ярче выражать вашу индивидуальность. Ну а третий и далее — полет дикой фантазии.

Так появились Фантомы [с перьями](https://motor.ru/lab/very-special-phantom.htm) или [росписью](https://motor.ru/selector/ester-malangu-phantom.htm) по национальным мотивам Южной Африки. Фантазия иногда приводит клиентов к розовому Wraith с розовым салоном, но иногда рождаются шедевры вроде [Sweptail](https://motor.ru/news/sweptail-29-05-2017.htm). Уверен, Энди мог бы привести и множество других примеров, но тайны клиентов могут открыть только сами клиенты.

Если что, розовый Wraith — не шутка. Этот экземпляр я встретил на заводе в Гудвуде

В новом «Госте» заметно просторнее, чем в прежнем. Столики с электроприводом — не полноценное рабочее место (все-таки это не купе поезда Москва-Саратов), но все же помогают организовать пространство, если в дороге придется поработать или посмотреть кино на расположенном в том же отсеке планшете.

Именное приглашение

Согласен с мыслью, что Ghost — это Rolls-Royce для начинающих. Полноценный, а не какой-нибудь там пробник, триал-версия или индийский Street 750 с логотипами Harley-Davidson «на вырост». Он позволяет подойти поближе к этой вековой глыбе под именем Rolls-Royce и не томиться под её властной тяжестью. Сохранить свою привычку управления автомобилем в том мире, где шофер становится естественной частью образа жизни.

Человеку, который впервые пробует черную икру, едва ли стоит протягивать столовую ложку. Ghost перекидывает мостик между люксовым автомобилем и бескомпромиссным произведением искусства. То есть в целом его роль осталась той же, что и раньше. И Rolls-Royce по-прежнему не предлагает выбирать по цене — все модели без исключения адресованы тем, кто о деньгах может не спрашивать. Аналогия немного вульгарная, но вспомните: в ресторанах цены салатов и основных блюд практически не отличаются.

Цена конкретно этого экземпляра — около 37 миллионов рублей. Если у клиента возникнет желание сделать свой Ghost ещё дороже, оно непременно будет исполнено

Ghost способен разжечь аппетит для заказа уникального «Фантома» — равно как и утолить голод к современной и по-настоящему индивидуальной роскоши. В этом клубе никто не посмотрит косо, если вы не пойдете дальше. Здесь и так одни избранные.

Со сменой поколений изменилось только одно: из компромисса Ghost превратился в отдельную династию с более ясной философией. Всё, что сделали ради более чистой связи между автомобилем и водителем, станет не облегчением труда наемного шофера (хотя и это факт!), а поощрением владельца, который садится за руль. Констатирую, что Ghost — это самый дружелюбный и вовлекающий в процесс езды Rolls-Royce.

По всему чувствуется, что в Гудвуде не пытались подогнать новый продукт под некую застывшую десятилетия назад философию марки. Вместо этого Ghost стал наглядной демонстрацией этой философии, а не заложником ряда старых догматов. Он антиконсервативен, открыт к новому и вобрал все сегодняшние технологии, которые делают жизнь водителя приятнее. /m

МашинаRolls-Royce GhostНравитсяRolls-Royce по-прежнему способен удивлятьНе нравитсяDawn и Wraith устарели в момент выхода GhostВердиктПотратить миллионы и ни о чем не жалетьДвигатель6,75 л, V12, 571 л.с., 850 НмТрансмиссияАКП-8Цифры0–100 км/ч — 4,8 с, 250 км/чВес2490 кг

Подробные технические характеристики

Rolls-Royce Ghost Ghost EWB Тип двигателя бензиновый, V12 турбо бензиновый, V12 турбо Рабочий объем, л 6,75 6,75 Макс. мощность, л.с./об/мин 571/5000 571/5000 Макс. момент, Нм/об/мин 850/1600 850/1600 Тип привода полный полный Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая автоматическая, 8-ступенчатая Передняя подвеска пневматическая, на двойных поперечных рычагах пневматическая, на двойных поперечных рычагах Задняя подвеска пневматическая, многорычажная пневматическая, многорычажная Габариты (ДхШхВ), мм 5546х2148х1571 5716х2148х1571 Колесная база, мм 3295 3465 Сухая масса*, кг 2490 2530 Объем багажника, л 500 500 Разгон 0–100 км/ч, с 4,8 4,8 Макс. скорость, км/ч 250 250 Расход топлива (комб., WLTP), л/100 км 15,2–15,7 15,3–15,7 Объем топливного бака, л 90 90 Цена, руб. от 23 000 000 от 25 000 000