Электрический конь идет на смену бензиновой лошадке: как мы готовимся к буму электрокаров
Илон Маск заявил, что Tesla скоро появится в России и других странах СНГ. Как сейчас в нашей стране обстоят дела с рынком электромобилей и инфраструктурой для них, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Tesla приходит в Россию
Глава компании, производящей электромобили, принял участие в российском марафоне «Новое знание». В рамках своего выступления Илон Маск сказал, что у него есть планы по выходу Tesla на рынок РФ и стран СНГ. Американский предприниматель также отметил, что хотел бы построить завод по производству электромобилей на территории России.
Автомобили Маска на данный момент уже производятся в США и Китае, а также ожидается, что в скором времени они начнут собираться в Индии и Германии. Более того, недавно появились слухи о возможном строительстве завода Tesla в Великобритании. Компания в последнее время взяла курс на активное масштабирование бизнеса и наращивает присутствие в большем количестве стран.
Миллиардер также заявил, что в ближайшие три года фирма выпустит полностью беспилотный автомобиль, который при этом окажется самым дешевым в модельном ряду Tesla. Маск ожидает, что в скором времени все человечество перейдет на использование машин с электрическими двигателями, а преобладающий ныне формат станет пережитком прошлого.
Наш ответ плану Байдена
В Азии и многих странах Европы электромобили уже давно не кажутся чем-то необыкновенным, а в некоторые города и вовсе запрещен въезд на транспортных средствах, использующих двигатели внутреннего сгорания. Учитывая планы Маска на официальный приход Tesla в Россию, встает вопрос, а готовы ли наши соотечественники без проблем пересесть на электрический транспорт?
По результатам 2020 года количество проданных электромобилей составило всего 0,1% от общих объемов продаж. Однако уже в 2022 году ожидается рост этого показателя до 1,7%, а к 2030 году 15% транспорта будет электрическим. Такие прогнозы делает правительство нашей страны в презентации программы по развитию электротранспорта к 2030 году.
На программу планируется выделить 418 млрд рублей, первыми городами, в которых ожидаются изменения, станут Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Сочи и Севастополь. Эти населенные пункты были выбраны как наиболее пригодные для потенциального развития подобных систем.
Проект разрабатывается совместно с компанией «КамАЗ», которая в 2020 году первой в России представила экспериментальный образец городского электромобиля «Кама-1». Запуск его серийного производства намечен на 2024 год. Для владельцев электрического транспорта уже действует нулевой транспортный налог и дополнительно планируется ввести бесплатный паркинг. К 2024 году количество зарядных станций собираются увеличить до 20 000, а к 2030 году ожидается, что значение дойдет до 150 000 станций.
Несмотря на практически отсутствующее отечественное производство электротранспорта, власти РФ планируют снизить объемы его импорта за счет того, что к 2027 году все батареи и электродвигатели должны будут собираться в нашей стране, а с 2024 года утильсбор на электромобили, ввезенные из-за границы, повысится. Государство также заинтересовано в том, чтобы занять свое место в экспорте комплектующих для электрокаров путем сотрудничества с мировыми производителями.
Электромобили помогут развитию экономики
Главными причинами низкого спроса на подобный транспорт в России эксперты называют плохо развитую инфраструктуру и дороговизну электрических машин. Однако если план развития будет утвержден, пошлины на ввоз останутся нулевыми и производство будет вестись внутри страны, а КамАЗ, как и планируется, будет продавать свои автомобили по цене от 1,2 млн рублей, многие наши сограждане могут задуматься о переходе на них, так как с точки зрения содержания электрический транспорт гораздо выгоднее.
К примеру, в сравнении со среднестатистическим автомобилем проезд на электрокаре будет обходиться в пять раз дешевле, а электродвигатель гораздо проще в обслуживании. На снижение стоимости могут повлиять и развитие технологий по производству аккумуляторов и соответствующее их удешевление. Сегодня 30% от стоимости электрокара приходятся на его батарею.
С повышением спроса среди населения будет расти и предложение. При грамотной поддержке и развитии технологии электромобилестроение может стать для России новым источником дохода: пока весь мир старается постепенно уходить от использования традиционного топлива ввиду вреда, который оно наносит экологии, у нашей страны может появиться новая лидирующая позиция на рынке. На сегодняшний день этот сегмент в нашей стране отсутствует практически полностью, что дает возможность создания нового бизнеса. Самое главное, чтобы развитие началось уже сейчас, пока иностранные конкуренты не заняли эту нишу.
Сразу после заявления Маска, представители разных областей России выразили готовность осуществить строительство первого в стране завода Tesla у себя в регионе. В рамках разговора с ФБА «Экономика сегодня»член Совета Федерации Федерального собрания РФ — представитель от исполнительной власти Калужской области Анатолий Артамонов объяснил почему его регион станет наиболее подходящим:
«Калужская область – это регион с наиболее развитыми автомобилестроением и подготовкой соответствующих кадров. К примеру, недавно открытый в Подмосковье завод Mercedes, готовил кадры в Калужской области. Регион также известен развитой высокотехнологичной, наукоемкой промышленностью и освоение такого производства сложности не представляет, а производство электромобилей наладить даже проще. В калужской области имеются уже подготовленные площадки, с инженерной и транспортной инфраструктурой, где Маску не надо будет думать о подключении коммуникаций, а достаточно будет просто построить сам завод. Также Маск ни раз говорил о том, что он с уважением относится к величайшему ученому, благодаря которому человечество открыло дорогу в космос, Константину Эдуардовичу Циолковскому, поэтому открытие завода на родине Циолковского будет достаточно символичным.».
Исходя из опыта Европы и Азии, где удалось достичь наилучшего результата, можно сделать вывод, что те темпы роста, которые мы наблюдаем сейчас, — это следствие мер поддержки, принимаемых государствами, и достаточно жесткого регулирования. Дальнейшее развитие инфраструктуры частными компаниями станет возможно только после того, как общий уровень технологии поднимется достаточно высоко, поэтому будущее электротранспорта напрямую зависит от вовлеченности государства в его поддержки.