Войти в почту

Российский Aurus. Есть ли шанс на успех?

В российских СМИ получил широкое освещение запуск конвейерного производства Aurus Senat, первого отечественного полноприводного седана представительского класса.

Российский Aurus. Есть ли шанс на успех?
© Русская Планета

Однако это по-настоящему грандиозное событие в масштабах отечественной экономики обошлось без должной аналитики. Конечно, на сегодняшний день рано выступать с долгосрочными прогнозами и делать далеко идущие выводы, но ряд острых вопросов важно проговорить именно сейчас.

На низком старте

Серийный выпуск Aurus Senat развернулся в Татарстане в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга». Выбор производственной площадки был обоснован не только льготами, которые полагаются резидентам-новичкам.

Определяющим фактором послужило наличие в непосредственной близости крупных предприятий автомобильной отрасли. Завод «Аурус» работает в тесной кооперации с российско-американским предприятием Ford Sollers, который предоставил мощности по сборке кузова, его катафорезной обработке и покраске.

Основным поставщиком комплектующих для кузова Aurus Senat выступило ООО «ММК-Джошкуноз-Алабуга» — совместное детище ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и турецкой корпорации Coskunoz Holding. Эта компания поставляет «Аурусу» стальные изделия с технологическими отверстиями и изгибами, необходимыми для штамповки деталей кузова.

Как сообщил журналистам генеральный директор «Ауруса» Адиль Ширинов, такое партнёрство позволило сэкономить десятки миллионов долларов на индустриализации проекта. По его словам, совокупные инвестиции в этот процесс составили чуть менее двух миллиардов рублей, то есть 27 миллионов долларов.

Aurus Senat — один из представителей созданных с нуля семейства люксовых автомобилей. В планах завода запустить в «Алабуге» производство внедорожника Aurus Komendant. Лимузины (Aurus Limousine) и бронированные авто по-прежнему будут собираться на мощностях ФГУП Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).

В настоящее время сложно оценить качество Aurus Senat. Номинальные характеристики, внешний вид и убранство салона говорят о том, что российская машина (по меньшей мере) ничем не уступает аналогичным моделям британского Rolls-Royce и немецкого Mercedes-Benz.

Видно, что над дизайном и «внутренностями» седана хорошо поработали зарубежные специалисты. Впрочем, участие иностранцев в проекте не является тайной. По словам президента РФ Владимира Путина, над Aurus Senat трудились ведущие инжиниринговые центры Европы и Азии.

На сайте завода открыто сообщается о вкладе Porsche Engineering в разработку бензинового двигателя V8 мощностью 598 лошадиных сил и объёмом 4,4 литра. Сумма совокупных инвестиций в разработку не называется, но, по всей видимости, речь идёт о миллиардах рублей.

Факт привлечения зарубежных компаний не должен вызывать большого удивления. Подобная кооперация — рутинная практика на современном международном рынке. К тому же Россия в сегменте премиальных авто является новичком.

Однако отечественным промышленникам необходимо понимать, что в дальнейшем поддержка, которая была оказана на этапе зарождения проекта, может исчезнуть, и причинами могут послужить отнюдь не только санкции.

Если продажи Aurus Senat резко пойдут вверх, то автоматически заработают жёсткие законы конкуренции. НАМИ, который владеет 63,5% уставного капитала, и «Аурус» придётся практически самостоятельно создавать новые машины и решать возникающие технические трудности.

Поэтому крайне важно уже сегодня активно накапливать собственные компетенции, впитывать как губка технологии и тенденции в индустрии люксовых авто. В связи с этим, возможно, имеет смысл нанять с десяток толковых западных специалистов по инжинирингу, ведению бизнеса и маркетингу.

Ещё одна насущная задача — это обеспечение максимально возможной локализации производства. Сейчас её уровень составляет 53%. Минпромторг обещает, что к 2023 году локализация изготовления комплектующих будет доведена до 80%.

Сервис решает всё

Развёртывание конвейерного изготовления Aurus Senat — очень амбициозная попытка России выйти на рынок машин премиального класса и закрепить за собой определённую нишу. В этом году будет собрано 300-350 машин, в будущем объём производства планируется довести до 5 тысяч единиц в год.

Учитывая, что среднегодовое количество продаж люксовых авто оценивается примерно в десятки тысяч единиц, «Аурус» гипотетически может застолбить 5-10% глобального рынка. Если дела у завода сложатся, то это будет невероятный успех отечественной промышленности.

О серьёзном настрое «Ауруса» и НАМИ свидетельствует заявление Путина о том, что серийная сборка Aurus Senat должна усилить «присутствие российских автомобилей и на международном рынке, даст возможность нарастить экспорт высокотехнологичной продукции».

По информации изготовителя, основным рынком сбыта станут страны Ближнего Востока и Северной Африки. Вторая очередь будет за Китаем и Восточной Азией, третья — за Европой и Южной Америкой. Доля экспорта предприятия, по словам Ширинова, должна составлять 70-80%.

В «Аурус» вложился фонд Tawazun из ОАЭ. Арабская компания выкупила 36% уставного капитала и пообещала проинвестировать около 110 миллионов евро. Проект семейства отечественных люксовых авто нельзя однозначно назвать способом распила государственных денег, хотя риск масштабных бюджетных вливаний в данный проект, конечно, присутствует.

Перспективы успешной реализации Aurus Senat сильно подтачивает непонятная (по крайней мере на публичном уровне) ситуация с сервисным обслуживанием.

Как заведено на рынке, производитель обязан предоставлять покупателю услуги по гарантийному ремонту первые три-пять лет. Очевидно, что «Аурусу» и НАМИ накладно открывать собственные центры техобслуживания за рубежом. Единственный вариант — договариваться с другими компаниями, причём как о гарантийном обслуживании, так и о последующем ремонте.

Дополнительной проблемой является обеспечение своевременной поставки комплектующих. Неясно, насколько у Aurus Senat оригинальные детали и можно ли использовать запчасти от того же Rolls-Royce.

Отсутствие развёрнутых комментариев по этим вопросам невольно наталкивает на мысль об их нерешённости (по крайней мере окончательной).

Можно предположить, что первое время Aurus Senat будет неплохо продаваться. Прежде всего, драйвером послужит фактор новизны люксового седана. Такие машины всегда вызывают любопытство у покупателей премиального сегмента, не считающего расходы на подобные игрушки (стоимость Aurus Senat начинается от 18 миллионов рублей).

Не исключено, что властные структуры отдельных государств закупят эти машины, исходя из политических соображений, то есть стремления польстить нашей стране. Например, приобрести Aurus Senat может руководство Сербии, стран СНГ, Ирана, государств арабского региона и Азии.

Однако, если вопросы сервисного обслуживания не будут решены в краткосрочной перспективе, то далее неизбежно последует спад продаж. Буквально через 4-5 лет «Аурус» может потерпеть финансовый крах, не успев окупиться.

В любом случае сегодня не должно быть поводов для зубоскальства. Заводу в «Алабуге» и его инвесторам необходимо пожелать удачи в реализации намеченных экспортных планов. У России появился уникальный исторический шанс сделать популярной за рубежом собственную марку премиальных авто.