Дженерикам упростили выход на российский рынок
С 8 июня в России вступил в силу приказ Минэкономразвития России, изменяющий требования к рассмотрению заявок на изобретения, относящиеся к так называемой «стратегии обновления» и напрямую затрагивающий производителей лекарственных средств. Согласно документу, Роспатент будет оценивать заявки на соответствие условиям патентоспособности с учетом их вклада в существующий уровень знаний.
Авторы документа считают, что до его появления происходило злоупотребление правом, связанным с интеллектуальной собственностью, которое препятствовало выводу на рынок более дешевых аналогов лекарственных средств. Производители лекарственного средства, защищенного патентом на изобретение, помимо основного действующего вещества, полученного в результате проведения научных исследований, патентовали также различные его формы, модификации с незначительными улучшениями, лишь формально отвечающие условиям патентоспособности, тем самым продлевая срок охраны лекарственного средства и затрудняя вывод на рынок более дешевых аналогов.
В Минэкономразвития считают, что ограничение использования «стратегий обновления» патентов приведет к появлению на рынке более дешевых, но при этом не менее качественных аналогов. «До выпуска приказа производители дженериков, которые могут производить востребованные обществом лекарства, лишались такой возможности. В свою очередь социально незащищенные слои населения лишались более доступных аналогов оригинальных средств, а государство вынуждено было тратить значительные деньги на закупку лекарств, которые могли бы быть приобретены значительно дешевле, при сохранении их качества и эффективности», – прокомментировал документ замминистра экономического развития РФ Владислав Федулов.
Предполагается, что предложенные нововведения позволят сократить количество регистрируемых изобретений, в которых используется «стратегия обновления», а также упростить доступ к рынку производителям дженериков. «Кроме того, механизм позволит снизить количество судебных разбирательств между производителями оригинальных лекарственных средств, защищенных патентом, и производителями дженериков», – считает руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.
По мнению экспертов, производители дженериков получат целый ряд преимуществ, поскольку смогут сократить часть затрат на доведение продукции до конечного потребителя. Речь идет как о затратах на выпуск и лицензирование средства, таки и о маркетинговом бюджете, связанном с рекламными вложениями и повышением узнаваемости бренда. «Дженерики часть этих затрат не имеют, в том числе временных, либо значимо снижают эти части. По эффекту воздействия дженерики могут не уступать, а иногда и иметь ряд дополнительных положительных качеств. В совокупности факторов, фирмы, которые выпускают качественные лекарственные средства, будь то оригиналы или копии, официально отвечают за качество продукции», - отмечает главврач городской клинической больницы им. Тверье в Перми Михаил Суханов.