Войти в почту

Путешествия с Ростехом: Ижевск

Фото: Vyacheslav Bukharov / wikimedia.org

Путешествия с Ростехом: Ижевск
© Ростех

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, Жуковском, Перми, Туле, Лыткарино, Уфе и других городах, а сегодня отправляемся в оружейную столицу России – Ижевск.

Ровно 214 лет назад, 10 июня 1807 года, здесь началось строительство знаменитого Ижевского оружейного завода, вокруг которого и вырос город. Сегодня предприятие носит название концерн «Калашников» и является флагманом отечественной стрелковой отрасли.

На родину пельменей и автомата Калашников

Более двухсот лет Ижевск делит с Тулой звание оружейной столицы России. Однако в отличие от более старинной Тулы столица Удмуртии в прямом смысле выросла из поселка при оружейном производстве, ставшего городом лишь в 1918 году. В советское время долгие годы Ижевск хранил свои военные секреты, оставаясь закрытым населенным пунктом. И все же страна хорошо знала товары под брендом «Иж» − мотоциклы, автомобили, электронную технику.

Достопримечательности Ижевска связаны преимущественно с оружейной тематикой, но все же ей не ограничиваются. За регулярную застройку 19 века город называли «уральским Санкт-Петербургом». Есть здесь и необычные памятники – мотоциклу «Иж» и пельменю, родиной которого считается Удмуртия. Также стоит обратить внимание на памятник знаменитому ижевцу М.Т. Калашникову, современный монумент оружейникам, башню завода «Ижмаш», посвященную победе над Наполеоном, и на сами заводские постройки в духе классицизма. Например, главный корпус Ижевского оружейного завода – здание редкого для России адмиралтейского типа, или бывший Арсенал завода, где сегодня располагаются коллекции Национального музея Удмуртской Республики.

Ижевские производители стрелкового оружия – «Ижмаш» и «Ижмех» − сегодня входят в Группу компаний «Калашников» в составе «Ростеха». Кроме того, в столице Удмуртии Группа компаний представлена предприятием «LADA Ижевск» − бывшим «Ижевским автомобильным заводом», где сегодня выпускаются флагманские машины АВТОВАЗа − LADA Vestа.

«Ижевский машиностроительный завод» – Концерн «Калашников»

Как уже было упомянуто, Ижевск развился из рабочего поселка при железоделательном, а позже − оружейном заводе, который сегодня возглавляет Группу компаний «Калашников». Производство оружия было организовано в Ижевске в 1807 году ввиду угрозы нападения на Россию наполеоновской Франции. Для работы на заводе приглашались иностранные специалисты, а сырья в Предуралье всегда хватало своего. К 1812 году ижевские оружейники освоили широкий арсенал армейского оружия, разрабатывали свои оригинальные решения. В конце 19 века завод участвует в масштабном перевооружении российской армии на винтовки Мосина, выпуская по тысяче стволов в сутки. На рубеже веков численность персонала достигла 8 тыс. человек.

Фото: Концерн «Калашников»

В Первую мировую ижевцы наращивают производство: выпущено 1,5 млн винтовок, 3,8 млн винтовочных стволов, тысячи единиц другого оружия и боеприпасов. На заводе работает почти 35 тыс. сотрудников. Самым массовым оружием 1920-х годов снова стала винтовка Бердана, затем ее сменяют модели Токарева и Мосина. В годы Великой Отечественной войны выпуск винтовок достиг 12 тыс. в сутки – каждый день ижевцы вооружали целую дивизию стрелков. За годы войны в Ижевске выпустили столько оружия, сколько за предыдущие сто лет истории завода: более 11 млн винтовок и карабинов, более 130 тыс. авиационных пулемётов, 15 тыс. пушек для авиации.

После войны, сохраняя оружейное направление как приоритетное, ижевский завод осваивает выпуск гражданской продукции. Оживляется производство мотоциклов «Иж», прекратившееся с началом ВОВ. Эпохальным моментом для завода стало начало выпуска автоматов Калашникова в 1948 году. С этого времени Ижмаш становится головным предприятием по выпуску различных модификаций АК и ручных пулеметов РПК. В 1965 году при участии оборонных производителей в Ижевске создается автомобильный завод. В 1960-80-е годы активно развиваются направления спортивного и охотничьего оружия. До сих пор винтовки из Ижевска приносят победы российским спортсменам.

В 2008 году «Ижевский машиностроительный завод» стал головной компанией холдинга по производству комплексов вооружений ближнего боя в составе Госкорпорации «Ростех». С 2013 года «Ижмаш» возглавляет новую структуру – Группу компаний «Калашников», в которую вошли «Ижевский механический завод», «Мытищинский машиностроительный завод», две судостроительные компании из Рыбинска и производитель беспилотников Zala Aero. Продуктовыми направлениями деятельности группы являются: дистанционно-управляемые боевые модули, беспилотные летательные аппараты, многофункциональные катера специального назначения, гражданское судостроение, авто-, мото- электротранспорт, тактическая одежда и снаряжение, медицинская техника, продукция авиакосмической отрасли. С историей ижевского завода сегодня может ознакомиться любой желающий: в самом центре Ижевска в честь 210-летия «Ижмаша» открыт музей.

«Ижевский механический завод»

В следующем году «Ижмех» отметит 80-летие. Базой для начала производства в 1942 году послужили эвакуированные в Ижевск Тульский оружейный и Подольский механический заводы. Первыми изделиями нового предприятия стали противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, автоматический пистолет Токарева ТТ. За годы Великой Отечественной войны было выпущено около 200 тысяч противотанковых ружей, порядка миллиона пистолетов и револьверов, 180 тысяч осветительных пистолетов и множество других видов военной техники.

После войны завод открывает производство гражданской продукции. С 1949 года здесь выпускается спортивное и охотничье оружие, с 1953 года – знаменитый пистолет Макарова и самозарядный карабин Симонова. В 1950-е «Ижмех» первым в стране осваивает крупносерийное производство точного стального литья по изготовлению заготовок для многих отраслей народного хозяйства, начинается серийный выпуск горно-шахтного оборудования. С 1958 года завод стал осваивать выпуск наукоемких изделий специального назначения: противотанковых управляемых снарядов, противотанковых и авиационных ракет, наземной бортовой аппаратуры и гироскопических систем управления для оперативно-тактических ракетных комплексов.

Фото: Концерн «Калашников»

С 1973 года на «Ижмехе» трудится выдающийся оружейник Владимир Ярыгин – создатель спортивных пистолетов, пистолетов самообороны и армейского пистолета ПЯ, принятого на вооружение ВС РФ в 2003 году. Сегодня завод входит в группу компаний «Калашников» и является крупнейшим в стране производителем стрелкового оружия. Продукция производится под брендом Baikal, хорошо известным за пределами России. Кроме того, «Ижмех» успешно применяет оборонные технологии в медицине и является одним из немногих производителей российских электрокардиостимуляторов.

Ижевский автомобильный завод − «LADA Ижевск»

Производству легковых автомобилей в Ижевске в прошлом году исполнилось 55 лет. В 1965 году при оборонных предприятиях города было решено построить автомобильный завод для создания внутренней конкуренции с монополистами АЗЛК и ВАЗ. Генеральным подрядчиком оснащения Ижевского автозавода выступали французы «Рено». Сначала здесь выпускали «Москвичи», затем перешли к собственной марке «Иж». В частности, на ИАЗе появился первый советский лифтбек Иж-2125 «Комби» и единственный в СССР легкий коммерческий автомобиль Иж-2715, в народе именовавшийся «каблуком». В 1988 году ИАЗ достигает пика своей производительности − почти 190 тысяч автомобилей за год.

В 1990 году ижевские автомобилестроители начали выпуск своей единственной авторской разработки – хэтчбека Иж-2126 «Ода». Эта машина была выпущена тиражом более 140 тыс. единиц и стала своеобразным символом 1990-х годов. С 2001 по 2012 годы на ИАЗе – эпоха вазовской «классики». Здесь производился один из самых массовых российских автомобилей − «шестерка» LADA 2106. Кроме того, только в Ижевске выпускалась «четверка» LADA 2104. С 2004 по 2009 годы в столице Удмуртии собираются южнокорейские автомобили KIA.

Фото: Vyacheslav Bukharov / wikimedia.org

В 2011 году начинается новый этап в жизни Ижевского автозавода – он входит в состав группы компаний АВТОВАЗ. Благодаря этому событию проводится масштабная модернизация и начинается производство новейших моделей LADA: седанов и лифтбеков семейства LADA Grantа. Также в рамках сотрудничества с Альянсом Renault-Nissan несколько лет с конвейеров завода сходили две модели Nissan. С 2015 года на предприятии выпускается флагман АВТОВАЗа и один из самых продаваемых автомобилей в России – LADA Vesta.

Сегодня автозавод «LADA Ижевск» располагает производством полного цикла и является одним из основных производителей легковых автомобилей в России с мощностью до 300 тыс. автокомплектов в год или 30 автомобилей в час. С историей завода и коллекцией концептуальных автомобилей ИАЗа ижевцы и гости столицы Удмуртии могут познакомиться в заводском музее.