Электродвигатели подорвут экспортный потенциал экономики ФРГ

Отказ Audi от двигателей внутреннего сгорания является странным и экономически необоснованным решением, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Электродвигатели подорвут экспортный потенциал экономики ФРГ
© ФБА "Экономика сегодня"

Немцы решили перейти на электромобили

Издание Handelsblatt сообщает, что в немецкой автокомпании компании Audi в 2025 году закончится век двигателя внутреннего сгорания.

Дочерняя структура Volkswagen через четыре года запустит в производство последнюю модель, работающую на двигателе внутреннего сгорания. Об этом заявил председатель правления Audi Маркус Дуесман, характерно, что он сделал это на площадке Форума экономического нейтралитета. Таким образом, немцы собираются принести автомобилестроение в жертву Green New Deal.

Жизненный цикл последней модельной линейки с двигателем внутреннего сгорания в Audi оценивают в семь-восемь лет, после чего компания перейдет на производство автомобилей на электрической тяге. К 2050 году в Audi сделают продукцию полностью климатически нейтральной, а это означает, что первые электромобили, которые появятся в тридцатые годы XXI века, могут обладать гибридным двигателем.

«Планы – странные и необоснованные с точки зрения экономики. Разговор идет о политических шагах – некоторые западные компании объявили о том, что перестанут выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания», - заключает Моржаретто.

Первой выступила шведская компания Volvo, а теперь к ней подтягиваются остальные. Заявление Audi является еще не самыми жестким по меркам ФРГ, в 2020 году там начали говорить о запрете двигателей внутреннего сгорания уже к 2025 году.

«Наиболее разумные автомобильные компании яйца кладу в разные корзины. Toyota объявила, что не будет прекращать производство автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, хотя прекрасно занимается гибридами и машинами на водородных топливных элементах. Такая политика является наиболее здравой», - резюмирует Моржаретто.

Вызывает много вопросов инфраструктура, даже в такой развитой стране, как Германия, ее нужно будет построить для электромобилей.

«Для электромобилей нужна специальная инфраструктура для зарядки, а также отдельные посты обслуживания», - резюмирует Моржаретто.

Электромобили станут ударом по немецкой экономике

На 1 января 2020 года в Германии было зарегистрировано 47,7 млн автомобилей, почти все из них работают на двигателе внутреннего сгорания. Если предположить, что Audi и другие немецкие автопроизводители полностью перейдут на выпуск электромобилей, то в первые годы это ничего не изменит: в ФРГ производится 6 млн автомобилей в год, значительная часть которых уходит на экспорт.

Такая политика не понравится большей части немецких автовладельцев, есть характерный пример смены кузовов W123 на W124 Mercedes Benz в восьмидесятые годы – протесты таксистов в ФРГ шли несколько лет и стали проблемой государственного масштаба.

Директивный переход на новую силовую установку вызовет трудности как в германской экономике, так и у самих производителей – сразу вырастит предложение по двигателям внутреннего сгорания со стороны других мировых автопроизводителей.

Автомобилестроение является основой экспортоориентированной экономики ФРГ. В 2017 году немцы продали автомобилей и запчастей к ним на 234,4 млрд евро, что составляет 18,3% немецкого экспорта – с тех пор ситуация не изменилась.

Массовый переход на электромобили можно представить в ФРГ. Произошел же там фактический отказ от атомной генерации – в ближайшие время все энергоблоки немецких АЭС должны остановиться, а на выборах в бундестаг может победит партия «Зеленые».

Только все это обойдется ФРГ в сотни миллиардов евро – на что не пойдешь ради торжества «прогрессивных» идей, но как немцы обяжут другие страны покупать их электромобили? Экономической базы для такого перехода в мировой экономике нет.

Мировая экономика не готова к электромобилям

Экономист Дмитрий Адамидов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что перспективы проекта зависят от ситуации в энергетике.

«В Европе имеются избыточные мощности по электрогенерации из-за того, что часть производств, начиная с девяностых годов, была перенесена в Азию. Их можно использовать для разворачивания массового применения электромобилей», - констатирует Адамидов.

В Евросоюзе такой подход имеет право на жизнь, но все равно столкнется с большими проблемами. На азиатском рынке избыточных мощностей нет, а общая ситуация напоминает СССР образца пятидесятых-шестидесятых годов.

«Переход на электромобили в Азии невозможен, там на это не хватит электроэнергии. Если азиатский рынок будет поставлен перед выбором, то у него две альтернативы – снижение объемов производства или числа автомобилей», - заключает Адамидов.

Европейцы это понимают, так что их Green New Deal является формой экономической борьбы с развивающимися странами.

«Только в 2030-2035 году ЕС придется реновировать электрогенерирующие мощности,а праздник электромобилей может закончиться к тем годам, когда по Парижскому соглашению планируется полный энергопереход», - резюмирует Адамидов.

Еще есть вопросы по производным: производство батарей требует редкоземельных металлов, которых в мире явный дефицит.