Спорткары ЗИЛ-112 для кольцевых гонок

Автомобильные гонки берут своё начало ещё в первой половине прошлого века. На начальном этапе это были линейные заезды на дистанцию 100 – 300 м. Однако, в 1955-м году их заменили кольцевые гонки. Сама кольцевая трасса представляла собой три прямых отрезка с длиной круга 44 км. Но даже такое оснащение позволяло соревноваться в уже новом классе. Помимо высокой максимальной скорости, на такой трассе добавился ещё один критерий – манёвренность. Поэтому и спортивные автомобили новой эпохи, помимо мощного мотора, должны были обладать хорошей подвеской и идеальной развесовкой по осям.

Спорткары ЗИЛ-112 для кольцевых гонок
© Car.ru

Модель ЗИС–112, выпущенную в 1951-м году, уже некуда было обрезать или уменьшать. В результате руководство завода приняло решение разработать новый спорткар, который будет ориентирован именно на кольцевую гонку. К сезону 1956 г. такой автомобиль уже был создан. Назвали его ЗИЛ-112. Заметим, что все спортивные машины, которые впоследствии разрабатывались на данном заводе, имели один и тот же индекс – 112. Поэтому автомобиль 1956-го имел дополнительное обозначение – 112/2.

ЗИЛ–112/2 имел трубчатый каркас, который жёстко закреплялся и имел панели из стеклоткани, между двумя слоями которой прокладывались блоки из бумажных сот, пропитанные клеем. Такое оснащение позволяло увеличить жёсткость кузова. В результате толщина обшивки могла составлять 6 мм. Но даже при таком параметре вес автомобиля все равно составлял 150 кг.

Подвеску и рулевую систему решили использовать от серийного ЗИС–110. Двигатель заимствовали у этого же автомобиля, а дополнили его четырьмя карбюраторами МКЗ–Л З. В результате нижнеклапанный мотор мог выдавать 170 лошадиных сил.

На заводе разработали единственный экземпляр ЗИЛ–112/2. На нём Борис Курбатов принял участие в чемпионате СССР и занял третье место. Специалисты отмечали, что эта модель превосходила своих конкурентов по многим параметрам, но регламент сыграл против неё. Тогда ещё не предусматривалось деление на классы по объему моторов. Поэтому для сравнения шансов автомобили с большой мощностью запускали на старт позже других. Поэтому ЗИЛ–112/2 оказался не в самых лучших условиях.

В следующем сезоне 1957 г. участие в гонке принимали уже два автомобиля – 112/2 и 112/3. Но обе модификации не показали хороших результатов. Немного позже 112/2 попал в аварию, а о его восстановлении никто не задумывался.

В 1956-м году ЗИЛ разработал ещё один спорткар. Конструкция его шасси была идентична шасси ЗИЛ–112/2. Даже двигатель в оснащении предусматривался тот же, но единственным отличием стал кузов. Его дизайн отличался от традиционных представлений кузова спорткара того времени. Есть версия, что данный кузов был переделан из Cadillac. Но данное утверждения можно расценивать как слишком сомнительное, так как зарубежный транспорт в те времена был слишком большой редкостью.

В 1958-м году на заводе был построен четвёртый спорткар с индексом 112. Именно в нём присутствовали черты будущего ЗИЛ-112 1961 г. В качестве материала кузова выбрали полиэфирную смолу, которая была армирована стекловолокном. На ЗИЛ-112/4 поставили новый мотор, мощность которого составляла 200 лошадиных сил. Максимальная скорость при этом достигала 230 км/ч.

Версия ЗИЛ-1112/5 принимала участие в соревнованиях с 1958 по 1962 г. В 1960 году Борис Курбатов сумел одержать на нём победу во всесоюзном чемпионате. В 1961-м году он занял второе место. Данная модификация спорткара развивала скорость до 240 километров в час.

Итог. Кольцевые гонки в СССР появились во второй половине прошлого века. Тогда и начали появляться новые модификации спорткаров ЗИЛ, которые имели один единственный индекс – 112.