Руководитель проектов шеринга департамента транспорта г. Москвы Магомед Колгаев в программе «Город дорог» от 24 июня 2021 года
А.СОЛОВЬЁВА: В студии Анна Соловьёва. Здравствуйте. Это программа «Город дорог». Давно у нас не было в эфире. Вот мы, наконец, вернулись, с очень интересной темой, насущной. Я думаю, многие-многие москвичи знают нашу сегодняшнюю тему, по крайней мере, они сейчас об этом узнают, они в этой теме совершенно точно, в том числе я. Потому что, мне кажется, мало, кто сейчас не пользуется каршерингом в Москве, не только каршерингом, ещё шерингом. У нас в студии сегодня руководитель проектов шеринга Департамента транспорта Москвы Магомед Колгаев. Здравствуйте, Магомед. М.КОЛГАЕВ: Всем привет. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, а вот вы сами часто пользуетесь шерингом? М.КОЛГАЕВ: Да, я сюда приехал на каршеринге. А.СОЛОВЬЁВА: На каршеринге, да? А у вас есть какие-то приоритеты? М.КОЛГАЕВ: Мне на Новый год Whoosh дарили промо-коды на самокаты на пять поездок, и Belka Car когда-то делала для нас тариф. Но с учётом того, что они стали динамические, тарифы, этот промо-тариф стал невыгодным. Поэтому нет, на общих условиях. А.СОЛОВЬЁВА: На общих условиях. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Я вот тоже, знаете ли, на общих условиях пользуюсь каршерингом и, кстати говоря, довольно часто, потому что это очень удобная история. У нас тут Большая Татарская улица рядом, можно выйти на Большую Татарскую улицу, собственно, там очень много машин каршеринга. Магомед, скажите, пожалуйста, у вас есть какая-то статистика по Москве, кто сейчас в основном пользуется каршерингом, средняя возрастная группа какая-то? Молодёжь, наверное? Нет? Или это любой возраст? М.КОЛГАЕВ: У нас, да, есть портрет пользователя, мы его периодически обновляем и совместно с операторами проводим соцопросы и на наших площадках. На сегодняшний день средний пользователь каршеринга — это мужчина в возрасте старше 26 лет, в районе 28-29 лет средний возраст, то есть это не молодёжь. У этого человека больше чем в половине случаев есть личный автомобиль, от которого он отказался частично в пользу каршеринга. А.СОЛОВЬЁВА: Потому что, конечно, это удобно. У меня тоже есть личный автомобиль, но иногда просто на нём невозможно добраться в силу каких-то обстоятельств. Я нашим слушателям сообщу сейчас номер нашего SMS-портала и номер Telegram для сообщений, координаты, по которым вы можете задавать свои вопросы. SMS-портал +7-905-88-88-948, Telegram для сообщений govoritmskbot, -Telegram-канал наш напомню – radiogovoritmsk. Итак, мы о чём сегодня будем говорить? Главная у нас всё-таки тема — это не просто каршеринг, а, насколько я знаю, вы запускаете абсолютно, совершенно новый сервис, он называется «Рули», городской сервис «Рули». Когда я увидела этот городской сервис «Рули», мне сначала ничего это название не сказало. Насколько я знаю, это то, что раньше называлось «Народный каршеринг», да? М.КОЛГАЕВ: Да, всё верно. Правда, в настоящее время мы стараемся от термина, брендинга «народный каршеринг» уйти. Вторая итерация была — это «Каршеринг для друзей». В текущей итерации мы всё-таки хотим позиционировать как «Автомобили для друзей». Потому что слово «каршеринг» зачастую вызывает не самые позитивные эмоции у автовладельцев и является стоп-фактором для того, чтобы они свой автомобиль сдали в аренду. Потому что они переживают, что их автомобилем будут пользоваться не очень бережно, уважительно и так далее. А.СОЛОВЬЁВА: А эти переживания как-то… Они же необоснованны, да? Почему не бережно? М.КОЛГАЕВ: В случае с нашим сервисом они сто процентов необоснованны. Потому что… Давайте тогда начну рассказывать коротко про сервис и отвечу параллельно на этот вопрос попутно. «Рули» — это платформа, мобильное приложение, которое позволит сдавать личный автомобиль в аренду своим друзьям, знакомым, соседям. Ключевым и самым главным здесь является то, что автомобили сдаются знакомым людям, то есть тем, кому вы доверяете, и те, кто потенциально будет бережно относиться к вашей собственности, потому что вы с ними знакомы. Это отличает, наверное, сервис «Рули» от большинства подобных сервисов, существующих в мире. Самые популярные — это Turo и Getaround, международные сервисы. Однако там автомобили сдаются в большей степени незнакомым людям, а также в большей части случаев это скорее бизнес, когда у пользователя есть несколько автомобилей, он их сдаёт для того, чтобы… мини-таксопарк такой, чтобы зарабатывать деньги. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, у меня возник вопрос: а как это будет осуществляться, вся эта история? То есть я буду сдавать, например, свою машину только знакомым людям. Как это? Это какая-то единая система будет, база, в которую я буду вносить своих знакомых? М.КОЛГАЕВ: Да, сейчас расскажу. Как выглядит процесс? Прежде всего, вы регистрируетесь в качестве арендодателя. Привязываете свои документы, а также документы на автомобиль. И вы, и автомобиль проходите проверку на благонадёжность, так называемый скоринг, если всё в порядке, мы даём вам доступ в приложение, после чего вы можете направить всем своим друзьям из вашей записной книжки push-уведомление или SMS-уведомление о том, что вы готовы сдать автомобиль в аренду. Причём перед тем, как такую рассылку сделать, вы сами выбираете галочками тех людей, кому вы доверяете, кого точно знаете, что он хорошо водит и так далее. Соответственно, после того, как друзьям придёт такой push или такая SMS, им будет предложено также пройти регистрацию. Регистрация для них будет идентична классической регистрации в каршеринге — это селфи с паспортом, водительское удостоверение, сам паспорт. Мы также проверим их благонадёжность, их индекс вождения, поймём, можно ли их допускать в сервис, и после этого они у вас отобразятся в списке ваших друзей, в вашем мини-клубе таком. И потом вы сможете им давать автомобиль в аренду. А.СОЛОВЬЁВА: То есть там будет рейтинг такой этих людей? М.КОЛГАЕВ: Рейтинг, да. При полном запуске сервиса, который планируется в третьем квартале, мы планируем, что система рейтинга будет внедрена уже на полноценной основе, и вы будете знать, у кого какой индекс. То есть у вас своеобразная иерархия такая будет водителей по их качествам. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, как вы думаете, благодаря этому новому сервису люди, привыкшие ездить на метро, пересядут в автомобиль друга, вот в мою машину, например? М.КОЛГАЕВ: Мы такую задачу не ставим. Наоборот, мы стараемся всячески этого избежать, потому что метрополитен, наземный транспорт… Вообще преимущество метрополитена. Это тот транспорт, который перевозит большое количество людей, перевозит их очень комфортно, централизовано, без создания пробок. Именно поэтому мы не хотим видеть в нашем сервисе в качестве водителей пользователей метро. Точно такая же история была с классическим каршерингом, поэтому мы не делали рекламу в метро, не старались забирать этих пользователей в каршеринг. Просто потому, что если они пользуются метро, — это лучше, чем они будут пользоваться каршерингом. А.СОЛОВЬЁВА: Да, частично. Насколько я знаю, разрабатывается некая система, система общеинтегрированная всех видов транспорта, в том числе каршеринг, он будет как бы интегрирован в эту общую систему. То есть человек, например, взял каршеринговый автомобиль, доехал до определённой станции, оставил, сел на метро, опять доехал в точку Б, вышел, опять сел в каршеринговый автомобиль и приехал, куда ему нужно. М.КОЛГАЕВ: Всё верно. Система называется Mobileteleservice. Это такая платформа, которая позволит делать то, о чём вы говорите, строить мультимодальные маршруты, иметь единую систему оплаты этих поездок. В частности, мультимодальные маршруты предполагают использование различных видов транспорта, таких как самокаты, очень популярные в настоящее время, велосипеды, каршеринг и так далее. То есть, да, вы можете от дома доехать до транспортно-пересадочного узла, например, на каршеринге, потом проехать на метро, потом пересесть на самокат и доехать до офиса. А.СОЛОВЬЁВА: И там, насколько я понимаю, будут разработаны какие-то тарифы специальные. М.КОЛГАЕВ: Да. Предполагается введение билетной системы, чтобы вам не приходилось для каждого вида транспорта отдельно покупать доступ или какие-то подписки и так далее, чтобы вы могли централизованно и удобно это делать. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, вот у меня ещё вопрос по поводу вот этого нового сервис «Рули», когда я могу свой автомобиль отдавать друзьям или хорошим знакомым, которые хорошо водят машину. Допустим, я вот решила, всё, я решила свою машину как бы ввести в эту систему, систему каршеринга. Что мне для этого нужно сделать? Мне же ведь нужно какое-то оборудование, скорее всего, установить в автомобиль. М.КОЛГАЕВ: Да, вам нужно подать заявку на регистрацию, как я уже ранее озвучивал, её пройти успешно, после чего вы будете приглашены на установку оборудования в сертифицированный сервисный центр. Установка оборудования максимально простая, с минимальным вмешательством в техническую часть автомобиля, без нарушения гарантии на автомобиль. Я бы её сравнил, наверное, с установкой сигнализации, очень похожей по своей сути. После установки этого оборудования, соответственно, автомобиль появится в мобильном приложении, им можно будет управлять при помощи мобильного приложения. Это одна из feature. Теперь вам, по большому счёту, не нужен ключ от автомобиля, вы можете свой автомобиль открывать при помощи программы. А.СОЛОВЬЁВА: Просто с помощью смартфона. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Вот у нас есть сообщение от слушателя. Серг, 144, пишет: «А какой смысл отдавать свою машину знакомым? Я и так могу отдать». М.КОЛГАЕВ: Безусловно. Зачастую это даже приятнее, потому что такая передача предполагает личную встречу, возможно, какие-то обсуждения дружеские. Но когда таких передач несколько, а, учитывая ритм жизни, встречаться каждый раз, передавать ключи, наверное, не очень удобно. Первый момент. Второй момент — со страховкой. Если у вас нет страховки ОСАГО, то такой допущенный водитель будет нарушителем правил дорожного движения. Именно поэтому платформа делает, собственно, две вещи: первая — это позволяет избежать личной встречи, передачи ключей. Наверное, кстати, на фоне развития текущей эпидемиологической обстановки очень кстати. А.СОЛОВЬЁВА: Безопасно, кстати. М.КОЛГАЕВ: Да. Второй момент — на всех автомобилях будет ОСАГО мультидрайв, в настоящее время, в перспективе ещё и КАСКО. То есть, отвечая на вопрос, удобно передавать автомобиль, находясь в офисе, в отпуске, вне дома. Причём очень часто автомобиль вы захотите передавать именно тогда, когда он у вас не под окнами стоит, а вы где-то в другом месте находитесь. А.СОЛОВЬЁВА: В общем-то, да, на самом деле как бы ты оставил автомобиль и тебя совершенно не волнует, что тебе надо куда-то машину подгонять. Человек сам на самом деле видит в мобильном приложении местоположение машины, он приезжает, садится в автомобиль и уезжает. Вот ещё есть вопрос, знаете, какой. Я подумала, вот, допустим, я отдаю свой автомобиль. Какие гарантии мне предоставляет сервис? М.КОЛГАЕВ: Смотрите, сейчас, в настоящее время, ведётся пилотное тестирование. Первым 100 пользователям мы бесплатно предоставляем ОСАГО «Мультидрайв» и оборудование. Просто потому, что наши первые 100 пользователей — это своеобразные тестировщики сервиса, они отдают свой автомобиль для своих друзей для того, чтобы мы протестировали, как всё это работает. Теперь отвечая непосредственно на ваш вопрос. А.СОЛОВЬЁВА: По поводу гарантии, по поводу, за что отвечает этот сервис. М.КОЛГАЕВ: Да. Сервис, прежде всего, это платформа наподобие Airbnb, которая объединяет арендодателя и арендатора. Ущерб, причинённый третьим лицам, страхуется по договору ОСАГО. Ущерб, причинённый имуществу владельца, будет страховаться по договору КАСКО. По аналогии с тем, как это сделано в классическом каршеринге, в поминутном, или почасовом, посуточном формате. А.СОЛОВЬЁВА: То есть, допустим, если с моей машиной что-то произойдёт, то в соответствии с этим договором она поедет, не знаю, ремонтироваться в какой-то сервисный центр. М.КОЛГАЕВ: Верно. А.СОЛОВЬЁВА: То есть у вас есть какой-то список определённых сервисных центров. М.КОЛГАЕВ: Это страховая компания. А.СОЛОВЬЁВА: Страховая компания. Понятно. А как, Магомед, будет со штрафами? Допустим, человек сел в машину и решил немножечко погонять по Москве или на встречку выехал, или, я не знаю, нарушил правила разметки. Штраф кому будет приходить? М.КОЛГАЕВ: Штраф в настоящее время будет приходить собственнику автомобиля, тому, на кого он зарегистрирован. И может быть перевыставлен. То есть он может быть либо оплачен пользователем, арендодателем, собственником автомобиля, а потом списан со счёта арендатора. Н это не самый современный техничный, технологический метод, поэтому к запуску сервиса мы планируем реализовать следующий подход. Если автомобиль находился в аренде, и во время этой аренды было совершено правонарушение, штраф будет направлен непосредственно тому лицу, которое находилось за рулём. Потому что мы будем знать, что именно этот человек был за рулём, через мобильное приложение. А.СОЛОВЬЁВА: А вот насколько я знаю, обычный каршеринг, привычный нам, который предоставляют крупные компании, там так и происходит, да, ну просто человек… М.КОЛГАЕВ: Нет, пока, к сожалению, эта система не внедрена. Это и технически, и юридически немного сложный процесс. А мы сейчас будем пилотировать, пилотное решение проверять с одним из операторов с тем, чтобы понять, насколько это эффективно и как быстро эти штрафы приходят, процент брака и так далее. А.СОЛОВЬЁВА: Просто я признаюсь, сколько я ни пользовалась каршерингом, я ни разу не нарушала правила, потому что мне не приходили никакие штрафы. М.КОЛГАЕВ: Мне тоже, честно сказать, ни разу штраф не приходил просто потому, что я в таком режиме дедушки езжу постоянно. Однако мне от «Яндекса» приходили пару раз push, я не знаю, пользуетесь ли вы «Яндекс.Драйвом». А.СОЛОВЬЁВА: Да, конечно. М.КОЛГАЕВ: Там приходят уведомления о том, что на каком-то участке вы превысили. А.СОЛОВЬЁВА: Превысили, но это у них сейчас, да, появилось в мобильном приложении, ты просто видишь на карте, тебе прямо показывают, на каком участке превысил скорость. Но как бы это превышение всё равно в рамках допустимого. М.КОЛГАЕВ: Формально — да. Но при этом хотел бы отметить и сказать спасибо коллегам за то, что вводят подобные инициативы, про десять километров в час. Это то, чем мы активно занимаемся, и то, как мы себе это видим. То есть они пока формально указывают, что был нарушен порог в десять километров в час, превышение. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, ещё, знаете, у меня очень интересный вопрос. Зачем вот этот сервис новый «Рули» городу вообще? Зачем он нужен? Как этот проект может изменить отношение людей к личному автомобилю? М.КОЛГАЕВ: Да, в Москве более трёх миллионов автомобилей и более 30% из них, то есть более миллиона, выезжают на дороги меньше трёх раз в неделю. То есть большую часть времени они занимают парковочное пространство, стоят, скажем так, без дела. Немного грубо, но тем не менее. При этом есть другая категория людей, которые покупают автомобили и пользуются ими редко или часто, не принципиально, главное, что они их приобретают. Наша основная задача — сделать так, чтобы у людей был большой ассортимент и большое количество видов транспорта, на которых можно передвигаться, чтобы не приходилось покупать личный автомобиль. И, собственно, мы придумали такую идею — задействовать те средства, которые простаивают без дела, с тем, чтобы те, кто хотят ездить на автомобиле, могли это сделать без приобретения нового. А.СОЛОВЬЁВА: Ещё в продолжение темы. Я подумала, что меня может заставить взять машину с помощью сервиса «Рули»? Вот сейчас я пользуюсь обычным каршерингом, который в целом меня, в принципе, более-менее устраивает. Что меня может сподвигнуть взять и воспользоваться именно вот этим сервисом? Это будет дешевле? Это будет надёжнее? Почему? М.КОЛГАЕВ: Несколько плюсов можно отметить. Я точно знаю, что некоторые люди стесняются ездить на автомобиле каршеринга из-за того, что он с оранжевыми крыльями. А.СОЛОВЬЁВА: Написано «каршеринг» везде. М.КОЛГАЕВ: Да. Кому-то нужно на свидание или куда-то ещё, в общем, люди испытывают небольшую неловкость. Это первое. Второе — что касается тарифов. Поскольку это сервис для друзей, прежде всего, то арендодатель сам выбирает стоимость, за которую будет сдавать автомобиль. Это может быть и бесплатно, в принципе. А.СОЛОВЬЁВА: Интересно. М.КОЛГАЕВ: Может быть, в обмен на какой-то предмет. Следовательно, как договоритесь, на таких условиях аренда и будет совершена. А.СОЛОВЬЁВА: То есть я могу вообще даже бесплатно. Это как-то отразится в приложении… М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: …что я абсолютно бесплатно отдаю машину. Возник вопрос с налогообложением. То есть это же, по сути, тоже предпринимательская деятельность какая-то минимальная, да? М.КОЛГАЕВ: Да. Если это происходит на безвозмездной основе и с какой-то небольшой периодичностью, это не будет предпринимательской деятельностью. Если это происходит достаточно часто, и вы из этого извлекаете прибыль, это ваша деятельность, то да, мы рекомендуем, будем рекомендовать пользователям регистрироваться в качестве самозанятых, и доходы фиксировать. А.СОЛОВЬЁВА: Магомед, а допускается ли использование нескольких автомобилей? Допустим, у меня три машины, я все хочу с помощью этого сервиса сдавать в аренду. М.КОЛГАЕВ: Нет. Собственно, мы, когда даже обсуждали, как это всё будет упаковано, пришли к выводу, что мы не хотим становиться сервисом, который позволяет людям создавать свои мини-парки и зарабатывать на аренде. Потому что есть риск, что люди будут приобретать автомобиль для того, чтобы сдавать в аренду, но это не то, что нам нужно. Нам нужно не повысить количество приобретаемых автомобилей, а повысить утилизацию уже приобретённых и выступить в качестве сдерживающего фактора от покупки нового. Поэтому, нет, один автомобиль на одного пользователя. А.СОЛОВЬЁВА: То есть вы как-то чётко будете за этим следить, да? М.КОЛГАЕВ: Да. Мы же видим, с какого аккаунта подаётся, поэтому проверяем, собственно, документы при регистрации и на автомобиль, и на пользователя. Мы будем видеть, что у одного пользователя в гараже один автомобиль. А.СОЛОВЬЁВА: То есть один человек, одна машина, не получится такси, разбогатеть. М.КОЛГАЕВ: Да. Поставить на поток не получится. А.СОЛОВЬЁВА: Обещаете, да? Магомед, а вот, допустим, я решила войти в сервис «Рули», использовать свою машину таким образом. Где-нибудь через полгода, через год я подумала, зачем мне это, надоело, и решила выйти оттуда. Каким образом будет происходить демонтаж? Там же надо как-то демонтировать всё это оборудование, выходить из системы. Как-то это сложно или это максимально упрощено? М.КОЛГАЕВ: Да, процесс максимально упрощён. Потому что мы готовы к тому, что часть пользователей откажется, передумает и так далее. Поэтому демонтаж происходит точно так же, без существенных вмешательств в техническую часть, в проводку, восстанавливается прежнее состояние автомобиля и оборудование возвращается сервису. А.СОЛОВЬЁВА: Это делается бесплатно абсолютно? М.КОЛГАЕВ: Смотрите, на этапе пилота пользователи на три месяца у нас это оборудование берут, точнее, мы им его выдаём. Когда начнётся полноценное использование, сервис будет предоставляться по подписке. То есть вы оплачиваете стоимость подписки как собственник автомобиля, взамен вам предоставляется страховка и телематическое оборудование. Плюс какие-то другие услуги за дополнительную плату, если они вам потребуются. Если вы договор этот расторгаете, то оборудование демонтируется, возвращается и списания по подписке прекращаются также. А.СОЛОВЬЁВА: А если я в течение этих трёх месяцев решу отказаться, это бесплатно будет? М.КОЛГАЕВ: Стоимость демонтажа будет платная. Если демонтируете во время пилота — платная. А.СОЛОВЬЁВА: Если во время пилота — платная. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: А потом уже бесплатная. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Понятно. Ещё у меня есть вопрос такой интересный по поводу как раз тоже метро. Сейчас многие автовладельцы, это не секрет, пересаживаются на метро, иногда в какие-то пиковые часы, когда пробки сильные, быстрее добраться куда-то на метро. Это просто быстрее и легче. Какие у вас прогнозы, будет ли спрос на этот новый сервис «Рули» в условиях часов пик, когда это сейчас всё вернётся, сейчас все люди вернутся из отпусков, с дач, с моря в сентябре и опять вернутся пробки привычные в Москву. Как вы думаете, спрос на сервис будет? М.КОЛГАЕВ: Я думаю, что есть определённая когорта, такая группа людей, которые просто любят автомобили. Они любят ездить на автомобилях, просто всё, что связано с машинами. Собственно, сервис в большей степени для них. Потому что мы дали им миллион видов транспорта, но если им всё-таки нужен автомобиль, то пусть это будет не вновь приобретённый, а тот, который уже есть в городе, зачем покупать новый. А.СОЛОВЬЁВА: Я с вами соглашусь. Кстати, я тоже отношусь к этой категории людей, которые всё равно предпочтут сесть в автомобиль и доехать хотя бы даже, не знаю, какую-то часть пути, преодолеть всё-таки на машине, часть пути, может быть, спуститься в метро, ну как бы ускорить процесс, потом опять воспользоваться автомобилем. Знаете, многие люди, которые возражают, вам бы возразили по поводу вообще сервисов каршеринга, у них такой аргумент. Они говорят: я не могу отказаться полностью от личного автомобиля, потому что у меня, например, есть дача, мне надо ездить на дачу каждый год. Вот что вы скажете таким людям? Могут они отказаться от собственного автомобиля? Могут они воспользоваться каршеринговыми машинами именно для поездок на дачу регулярных? М.КОЛГАЕВ: Да, собственно, мы для этого с операторами совместно разработали суточный тариф и тариф выходного дня, даже тарифы в праздники, когда наступают праздники или длинные выходные, или обычные выходные. Пользователь может взять в аренду автомобиль на два дня, на три дня, как ему это удобно. А.СОЛОВЬЁВА: Там абонементы, да, какие-то можно? М.КОЛГАЕВ: Да-да. Плюс ничего нет страшного в том, чтобы ездить на автомобиле каршеринга на дачу. При этом мы не говорим, что ни у кого не должно быть автомобилей. Это нормальная практика, когда в семье есть один автомобиль. Просто если он есть… их не должно быть два, три или четыре. Если он есть, он должен хотя бы утилизироваться и использоваться, а не стоять без дела. А.СОЛОВЬЁВА: Соглашусь с вами. На самом деле действительно многие люди покупают по несколько машин на семью, ну какая-то машина стоит, я не знаю, может быть, летом я на ней поезжу или, может быть, когда-нибудь. М.КОЛГАЕВ: Собственно, зная, что такая ситуация есть и такая машина стоит, мы этот сервис и придумали, чтобы такая стоящая машина могла ездить, и кто-то тогда не купил автомобиль. А.СОЛОВЬЁВА: Да, логично. А вот в случае успеха сервиса «Рули», будете ли вы запускаться в других городах, ну в каких-то небольших городках, где вообще даже метро нет? М.КОЛГАЕВ: Смотрите, сейчас проект уже запущен в Санкт-Петербурге. Мы параллельный запуск организовывали. Там уже подключены первые пользователи-тестировщики. Также нам поступают запросы из других регионов. То есть сервис интересен потенциально в городах и да, мы будем развивать федеральную сеть в перспективе, если это, что называется, зайдёт и будет популярно. А.СОЛОВЬЁВА: Как я могу стать участником проекта? Вот что мне сделать сейчас? М.КОЛГАЕВ: Зайдите на сайт mos.ru/ruli и там будет подробное описание сервиса, описание того, кого мы ждём, как это всё происходит, ссылки на мобильное приложение в Apple Store и Google Play, где вы можете скачать их и зарегистрироваться в качестве пользователя, или арендодателя, или арендатора. А.СОЛОВЬЁВА: Допустим, я зарегистрировалась, и ко мне приедут люди, которые посмотрят мой автомобиль. Как это происходит? М.КОЛГАЕВ: Да, они приедут. Я точно знаю, что некоторые люди не доверяют консьерж-сервисам, они могут сами привезти автомобиль на установку оборудования либо наш консьерж-сервис приедет и заберёт автомобиль для установки, потом его вернёт. А.СОЛОВЬЁВА: Для установки оборудования. Вы же оцениваете, наверное, техническое состояние, да? М.КОЛГАЕВ: Да. Проверяется наличие карточки, технического осмотра, диагностической карты. Проверяется внешнее состояние автомобиля, отсутствие каких-то существенных повреждений и да, после этого уже автомобиль добавляется в сервис. А.СОЛОВЬЁВА: То есть у вас есть какая-то сеть своих сервис-центров. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: То есть приезжает специальный человек, который садится в мою машину, отгоняет её в этот сервис. М.КОЛГАЕВ: Всё верно. А.СОЛОВЬЁВА: Там её проверяют, и только после этого вы регистрируете в сервисе. М.КОЛГАЕВ: Да, верно. А.СОЛОВЬЁВА: Ставите телематическое оборудование и вперёд. М.КОЛГАЕВ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Друзья, я напомню, что мы сегодня обсуждали тему каршеринга, каршеринга, который раньше называли народным, но теперь он уже не народный, да, Магомед. Вернее, он народный на самом деле, автомобиль для людей — это сервис «Рули». Сервис «Рули». А вы сами уже воспользовались? М.КОЛГАЕВ: Нет. Есть риск конфликта интересов. А.СОЛОВЬЁВА: Да, правда? То есть нельзя. М.КОЛГАЕВ: У меня и автомобиля нет, я его продал. Возможно, чей-нибудь из семьи зарегистрируем. А.СОЛОВЬЁВА: Хорошо. Друзья, итак, мы рассказали вам о новом сервисе, который запускается в Москве, сервис называется «Рули». Это когда вы можете отдавать свою машину, шерить её со своими знакомыми. У нас был руководитель проектов шеринга Департамента транспорта Москвы Магомед Колгаев. Спасибо, Магомед. Было очень интересно. М.КОЛГАЕВ: Всем спасибо. Всем хорошего дня. А.СОЛОВЬЁВА: Это была программа «Город дорог». Меня зовут Анна Соловьёва. Всем пока.