Как найти себе бизнес-ментора
У Стива Джобса в самом начале его предпринимательской деятельности ментором выступал Майк Марккула (один из первых инвесторов Apple). Стив Джобс, в свою очередь, был ментором у Марка Цукерберга. У главы Virgin Ричарда Брэнсона наставником был сэр Фредди Лейкер.
Что такое менторство
По сути, это обучение менее опытного предпринимателя более опытным коллегой (наставником). Ментор не дает готовых решений своему менти, он лишь направляет его мысли и энергию в верное русло. Для стартап-предпринимателей ментор – это и отец, и мать, и надсмотрщик с плеткой.
Однако менторство – это еще и взаимовыгодное партнерство, потому как не только ментор может принести пользу своему подопечному, но и наоборот. Например, он может участвовать в реализации планов ментора (проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать), делиться идеями, мотивировать учителя двигаться дальше, искать пути и возможности для развития и т. д.
Менторство – это неформальное взаимообучение двух сторон. Причем менторство может быть как внешним, так и внутри компании. Например, у 71% компаний из списка Fortune 500 имеются в распоряжении внутренние менторские программы. Что это дает? Сотрудники становятся эффективнее в своей работе, растут их компетенции и, соответственно, бизнес-показатели компании улучшаются.
Где ментору и менти искать друг друга
Есть несколько довольно распространенных способов, при использовании которых можно найти ментора.
На работе. Такое происходит, когда менее опытный сотрудник находит более опытного коллегу, который готов взять его под свое крыло и поделиться опытом. Очевидным плюсом в таком взаимодействии является то, что ментор в курсе устройства компании и менти не придется тратить время, чтобы посвятить своего наставника в курс дела. В университете. Во многих крупных вузах (например, МГУ) есть сообщества выпускников, среди которых можно найти ментора. В профессиональных интернет-сообществах. Это могут быть группы в Facebook, Telegram-чаты и каналы. В своем окружении. Да-да, именно так. Необходимо составить список из нескольких знакомых фамилий, кто является, по мнению менти, преуспевающим бизнесменом в каком-нибудь бизнесе (и это необязательно должна быть та сфера деятельности, чем занимается менти). Во время посещения бизнес мероприятий. Путем приобретения франшизы. В качественных франшизах можно задавать вопросы не только сотрудникам компаний, но и более опытным партнерам.
Как выбирать ментора
Вопрос важный. Чтобы произошло эффективное взаимодействие между менти и ментором, должно совпасть одновременно несколько факторов:
у ментора должны быть успешный бэкграунд и значительный опыт в профессиональной сфере; ментор и менти должны быть максимально близки по духу и взглядам; менти должен оценить, готов ли он к менторингу; ментор должен быть жестким, а менти должен к этому относиться спокойно и без обид; менти должен четко и в срок выполнять «домашние» задания от ментора, тогда можно рассчитывать на результат.
Менти следует написать письмо потенциальному ментору с просьбой о совместном взаимодействии. В таком письме менти обязательно должен указать четкую цель совместной работы. В противном случае ментор просто может не изъявить желания совместно взаимодействовать.
При этом ментор, получая письмо-запрос от менти, для себя должен ответить на вопрос, готов ли он быть ментором, сколько времени готов уделять менти и за какую стоимость (речь идет о внешнем менторстве).
Стоит отметить, что менторами становятся не только предприниматели, имеющие богатый личный бизнес-опыт, но и топ-менеджеры крупных компаний. Однако если менти является стартап-предпринимателем, то фокус лучше сделать в сторону ментора-предпринимателя, не теоретика, а практика, который на себе испытал и успех, и потери в бизнесе.
При выборе ментора необходимо понимать, что между менти и ментором должна отсутствовать социальная пропасть: ментор должен быть выше менти по уровню бизнеса на две головы, а не на десять. В этом случае будет соблюдаться симбиотический баланс между ментором и менти.
Форма взаимодействия между менти и ментором
Форматов может быть множество, и стороны в каждом конкретном случае самостоятельно выбирают способ взаимодействия. Кроме того, он может быть и смешанным.
Лучше всего это, конечно, встречи в режиме реального времени. Хотя бы раз в неделю, на крайний случай 1–2 раза в месяц.
Плохо работает схема, при которой ментор говорит менти: «Будут проблемы – звони». Это гарантированно приведет к снижению эффективности совместного сотрудничества.