Завод ЗИЛ можно смело назвать единственным известнейшим и легендарным автогигантом, который работал на территории российской столицы, выпуская с конвейеров различные модели транспортных средств, пользующиеся успехом у покупателей.
Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этого завода, безусловно, находились в числе машин, входивших в автопарк Особого назначения.
Сотрудники завода были отдельной категорией жителей Москвы, которым выделяли собственное жилье, их детям без проблем предоставляли места в ведомственных детских садах и школах, а также в больницах и санаториях. Производители считались почетными жителями столицы, которые работали на ответственной и высокооплачиваемой работе.
Устроиться на работу на завод было не так просто, как могло показаться на первый взгляд. Все сотрудники проходили дополнительное обучение, за осуществление которого отвечали ведущие инженеры завода, делившиеся своим опытом, знаниями и перспективами дальнейшего развития завода и выпуска новых моделей, становившихся востребованными на рынке.
История. Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России. Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. После своеобразной торжественной презентации все модели отправили на прохождение тестовых испытаний. Только объявив об их успешном завершении, производители перешли к началу серийного выпуска каждой разработанной модели. Первыми грузовые машины получали высокопоставленные лица, а уже потом упрощенные варианты машин поставлялись для массовых продаж.
Лихачев. В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант. Понимая всю ответственность занимаемой должности, Иван работал без усталости, самостоятельно занимаясь разработкой моделей, полностью контролируя производственный процесс, а также лично общаясь с потенциальными покупателями и подробно рассказывая все преимущества выпускаемых автомобилей.
Лихачев неоднократно бывал за границей с рабочими визитами для того, чтобы набраться опыта, а также поделиться собственными идеями и разработками, которые он считал лучшими и не сомневался в том, что может заинтересовать ими иностранных партнеров, охотно сотрудничавших с советским заводом.
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры.
Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого. Продажа автомобиля высокопоставленным людям дала возможность сделать его более популярным и востребованным на внутреннем рынке, а также наладить процесс экспорта в близлежащие страны.
Заключение. История завода ЗИЛ была очень интересной и многогранной. Производители любили свое дело и отдавались ему без остатка, выпуская те машины, за которые не было стыдно и гордясь тем, что работают на таком заводе.