Поле покинутых авто

На днях в интернете появилась информация о стоянке бесхозных автомобилей разных эпох в Люблине. Новость быстро распространилась по сети. Корреспондент «Вечерки» нашел эти машины и выяснил, кому они в действительности принадлежат и почему стоят под открытым небом.

Поле покинутых авто
© Вечерняя Москва

Искать стоянку долго не пришлось. От станции метро «Люблино» пешком минуты три. Автомобили находятся на улице Краснодарской, владение 58. Под открытым небом стоят несколько десятков раритетных машин: советские «Волги», «Москвичи», «Победы», но есть и иностранные — «Мерседес», «Фольксваген»-«жук» и даже довоенные БМВ. Видно, что к машинам давно не подходили, некоторые вросли в землю, проржавели. Внешним видом авто напоминают свалку. Но стоянка обнесена забором. Местные жители рассказывают, что вандалы воруют с машин детали.

На первый взгляд, автомобили и вправду бесхозные, но это не так. Территория принадлежит Ломаковскому музею старинных автомобилей и мотоциклов, основанному в 1987 году Александром Алексеевичем Ломаковым. И стоянка — запасник музея. Не узнать эту информацию было просто невозможно, так как все указано на входной калитке да и при входе в само здание музея. Также там есть и телефон директора учреждения — Дмитрия Ломакова.

Житель соседнего с музеем дома сказал корреспонденту «Вечерки», что без боли на это автокладбище смотреть нельзя.

— Я с седьмого этажа гляжу на это и огорчаюсь. Раз музей, то пусть в порядок приведут, — добавил мужчина.

Пройдя по рядам между автомобилями, видишь, что те в разной степени комплектации и сохранности.

Корреспондент «Вечерки» связался с директором самого первого в нашей стране музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрием Александровичем по указанному телефону и поинтересовался у него, почему транспорт находится под открытым небом.

Дмитрий рассказал, что изначально музей в принципе выглядел как коллекция автомобилей под открытым небом, то есть представлял собой по сути стоянку автомобилей. Так он просуществовал шесть лет, и лишь в 2003 году открылся выставочный зал.

— Удивляет, почему блогеры, которые сделали столь однобокую историю машин, показали только запасники, а само здание музея, расположенное рядом, даже не вошло в кадр. Ну пусть это остается на их совести, — говорит Ломаков.

Музей небольшой, в нем не могут поместиться все автомобили из первоначальной коллекции Александра Алексеевича Ломакова (отца Дмитрия Ломакова. — «МВ»), поэтому директор вынужден невместившиеся машины хранить на огороженной стоянке на улице.

— Утвержден проект строительства новых корпусов музея. Идет сбор средств. И нам некуда убирать машины из запасника. Кто сильно переживает за них, может забрать их. Как и на каких условиях это можно сделать, разъяснено на сайте, — поясняет Дмитрий.

Самые ценные экспонаты коллекции находятся в здании и в гаражах. На улице стоят те, что определены в список на реставрацию, а также те, что были приобретены для восстановления третьими лицами, но по каким-то причинам брошены новыми владельцами. Выкидывать автомобили жалко, но и денег на реставрацию всего у музея нет.

— Три года назад в нашем запаснике было 110 машин. За прошедшее время добросовестные автолюбители или специалисты-реставраторы вывезли со стоянки 40 машин. Как видите, работа в этом направлении идет, постепенно достигнем того, что автомобилей под открытым небом не останется, — уточнил Дмитрий Ломаков в беседе с корреспондентом «Вечерки».

Сам музей сейчас закрыт в связи с действующими ограничениями из-за коронавирусной инфекции.

ЗИС-110

Самый редкий автомобиль Ломаковского музея ретроавтомобилей и мотоциклов — ЗИС-110 1949 года выпуска. Зеленый автомобиль представительского класса был подарен Иосифом Сталиным патриарху Алексию I за вклад Русской православной церкви в борьбу с фашизмом. Автомобиль сохранился в родной краске и имеет пробег более одного миллиона километров, он на ходу. Был подарен музею патриархом Алексием II.

ЗиЛ-111

По словам реставратора и коллекционера военной авто и бронетехники Евгения Гайна, самым дорогим советским автомобилем является ЗИЛ-111. Цена сохранившегося экземпляра — 100 млн руб. и выше. Особенно ценятся кабриолеты — каждой модификации было выпущено несколько десятков экземпляров. В СССР такими машинами владели только госавтобазы, обслуживавшие правительство, и в свободную продажу они не поступали. Всего с 1958 по 1967 год было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ111.

СЗМ С-3А

Инвалидная коляска СЗМ С-3А, снимавшаяся в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы, или Другие приключения Шурика», многократно превысила свою первоначальную стоимость. При цене в несколько рублей, сейчас за сохранившийся экземпляр просят 500 тысяч. Машина получила в народе ласковое название «моргуновка» — ею управлял персонаж Бывалый, которого играл Евгений Моргунов. Она оснащалась мотоциклетным мотором и имела открытый верх. Выпускалась с 1962 по 1977 год. Всего выпущено более 200 000, но до наших дней сохранились единицы.