Войти в почту

М-72 или ГАЗ-69 А — кто лучше на бездорожье?

Чтобы покорять бездорожье, достаточно приобрести подходящий для этих условий автомобиль. На рынке транспортных средств лучшими по проходимости являются внедорожники и кроссоверы. Вечной темой стало противостояние приверженцев одного и другого класса. Одни утверждают, что автомобиль, отвечающий требованиям комфорта и адаптированный для бездорожья, тоже может смело называться вездеходом. Другие презрительно заявляют, что такое положение сохраняется ровно до первой лужи, после чего подобный автомобиль приходится вытаскивать с использованием настоящего внедорожника.

М-72 или ГАЗ-69 А — кто лучше на бездорожье?
© Car.ru

Начало этого спора в нашей стране было положено в тот момент, когда в серийном производстве появился автомобиль Победа с колесной формулой 4х4. Речь идёт о модели М-72. В то время она уже не называлась официально Победой, но на рынке её запомнили именно под таким наименованием. Именно модель М-72 можно считать примером первого отечественного кроссовера. Автомобиль отличался шикарным исполнением салона и был способен месить грязь.

Приверженцы ГАЗ-69А с подобным утверждением не были согласны. Они заявляли, что Победа не имеет никакого отношения к вездеходам. В современных условиях выявить правду в таком споре вряд ли получится — кто в здравом уме погонит в грязь отреставрированные раритетные автомобили, которые переживают уже не первый десяток лет?

К счастью, испытывать автомобили на практике для разрешения данного спора не пришлось. Удалось выяснить, что этот спор уже давно был решён военными. В середине 1950 годов они по полноценной программе использовали модель М-72 и ГАЗ-69А. Оба автомобиля за этот период успели увидеть всякое — песок, снег, грязь и даже болото. Они фактически прошли все традиционные для наших просторов испытания на дороге. После продолжительного тест-драйва военные вынесли собственный вердикт.

Начать стоит с банального сравнения автомобилей. Можно заметить, что даже визуально Победа является больше "Козлика". Из этого можно сделать вывод, что переваливаться с кочки на кочку она должна намного хуже, а ползти по склону медленнее. Но на деле 20-метровый подъём под углом 33 градуса оба автомобиля преодолели почти одинаково. При этом на результаты не повлияло то, что передний и задний свес, а также колёсная база у Победы, были очевидно больше.

На песке представитель компании УАЗ сумел обойти своего конкурента. Объяснить это можно тем, что автомобиль имеет более лёгкую конструкцию. Он же обошёл Победу по среднему расходу топлива на 2 литра. Если же рассматривать сам факт возможности передвижения по песку, оба автомобиля справились с этим испытанием успешно. Они забрались на подъём под углом 10 градусов по 15-сантиметровому мелкому песку.

Может быть снег сумеет определить победителя в этом сравнении? В таком сражении большинство ставок было сделано на 69-й. Но даже здесь "Козлик" сумел одержать победу благодаря лучшей средней скорости и меньшему расходу топлива. При движении по снежной целине можно отметить практически ничью.

Чаще всего бездорожье предполагает передвижение по грязи. Трактовать такое понятие довольно трудно, поэтому военные решили взять за эталон болото. Именно здесь "Козлик" сумел одержать решающую победу. Модель М-72 проехала всего 10 м и сдалась. ГАЗ-69А преодолел 15 м. Только после этого колёса на передней оси начали закапываться в глубину.

Как можно заметить, в тщательном тест-драйве первое место по проходимости занял ГАЗ-69А. Однако при эксплуатации в реальных условиях автомобилисты не могли ощутить реальной разницы. Сравнивать комфорт для пассажиров и водителя в этих автомобилях совсем несерьёзно. Дело в том, что они совершенно противоположны — закрытый салон легкового автомобиля и продуваемый всеми ветрами кузов армейского тягача.

Итог. ГАЗ-69 А и М-72 - автомобили, которые постоянно конкурировали по проходимости. В 1950 годах военные провели собственный эксперимент, на основе которого выбрали победителя.